04RS0001-01-2023-000164-51
Дело №2-2995/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 15 сентября 2023 года.
Ленинский районный суд г.Красноярска
в составе: председательствующего судьи Бойко И.А.,
при секретаре Корчинской Я.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску РГУ «Центр социальной поддержки населения» к Угнич Дарье Валериевне о взыскании суммы в связи с расторжением социального контракта,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» обратился в суд с иском к Угнич Д.В. о взыскании неправомерно полученной суммы.
В обоснование исковых требований истец указал, что 11 мая 2022 года в Центр обратилась Угнич Д.В. с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта в соответствии с «Положением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта» утвержденном постановлением Правительства Республики Бурятии от 22.09.2015г. №471., в соответствии с которым государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, наличия у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи, что обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих. Рассмотрев заявление и представленные документы, РГУ «Центр социальной поддержки населения» приняло решение о назначении государственной социальной помощи наосновании социального контракта с Угнич Д.В. Решением комиссии от 04.05.2022г. Угнич Д.В. признана малоимущей и ей назначена социальная помощь на основании социального контракта на реализацию мероприятия «ведение личного подсобного хозяйства», по данному мероприятию 11.05.2022г. с ней заключен социальный контракт №85. Государственная социальная помощь предоставляется единовременно в первый месяц срока действия настоящего социального контракта в мае 2022 года в размере 100000 рублей. Выплата Угнич произведена в полном объеме в июне 2022 года в сумме 100 000 рублей. Согласно социального контракта, Угнич Д.В. ежемесячно предоставляет отчеты о выполнении пунктов программы контракта, срок действия контракта 1 год. 05.06.2022г. Угнич Д.В. предоставила первый отчет о выполнении первого пункта программы, ранее совместно разработанной, в соответствии с которым Угнич встала на учет в качестве самозанятой. 18.07.2022г. Угнич Д.В. предоставила второй отчет с предоставлением документов, подтверждающих факт расходования денежных средств на сумму 102 800 рублей на приобретение скота и других предметов для ведения личного подсобного хозяйства, личных средств вложено 2 800рублей. 08.09.2022г. от Угнич Д.В. поступило заявление о расторжении социального контракта ввиду сложившихся семейных обстоятельств, в связи с возбуждением уголовного дела в отношении мужа У.А.М, по факту совершения преступлений в отношении ее малолетних детей. 09.09.2022г. ОСЗН по Баргузинскому району принято решение об одностороннем расторжении социального контракта №85 от 11.05.2022г., Угнич Д.В. направлено уведомление о возврате денежных средств в сумме 100 000 рублей. В соответствии с пунктом 6.6 Положения «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2015г. №471 в случае прекращения самозанятости в период действия социального контракта по инициативе гражданина, гражданин обязан возвратить денежные средства в республиканский бюджет в полном объеме в течение 30 календарных дней. В случае невозвращения гражданином социальной помощи в установленный срок, РГУ «Центр социальной поддержки населения» принимает меры по ее возврату в республиканский бюджет в судебном порядке. Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» просит взыскать с Угнич Д.В. как с виновного лица денежные средства в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании представитель Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» Васильева Л.В., действующая на основании доверенности посредством видеоконференцсвязи, исковые требования поддержала, обосновывая их обстоятельствами, изложенными в иске, просила удовлетворить.
Ответчик Угнич Д.В. исковые требования не признала и пояснила, что на ее иждивении находятся двое малолетних детей, в отношении которых супругом совершены преступления, в связи с чем, возбуждены уголовные дела, опасаясь за жизнь и здоровье детей она сбежала от супруга и домашнего насилия, бросив личное подсобное хозяйство, по этой причине не смогла осуществлять деятельность самозанятого, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Отдел социальной защиты населения по Баргузинскому району Республики Бурятия в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субьекте Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проерить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1-3 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта, 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;3) виды и размер государственной социальной помощи;4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы, 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье)государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывались.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.09.2015г. №471 в случае прекращения самозанятости в период действия социального контракта по инициативе гражданина, гражданин обязан возвратить денежные средства в республиканский бюджет в полном объеме в течение 30 календарных дней. В случае невозвращения гражданином социальной помощи в установленный срок, РГУ «Центр социальной поддержки населения» принимает меры по ее возврату в республиканский бюджет в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1 109 ГК РФ.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ним платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем, закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Следовательно, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В судебном заседании установлено, что решением комиссии от 04.05.2022г. Угнич Д.В. признана малоимущей и ей назначена социальная помощь на основании социального контракта на реализацию мероприятия «ведение личного подсобного хозяйства».
11.05.2022г. между Угнич Д.В. и РГУ «Центр социальной поддержки населения» заключен социальный контракт №85 от 11.05.2022г. по условиям которого Угнич предоставлена государственная социальная помощь единовременно в размере 100000 рублей на ведение личного подсобного хозяйства. Выплата в размере 100 000 рублей произведена единовременно в первый месяц контракта в полном объеме в июне 2022 года.
Согласно условий социального контракта, Угнич Д.В. ежемесячно предоставляет отчеты о выполнении пунктов программы контракта, срок действия контракта 1 год.
05.06.2022г. Угнич Д.В. предоставила первый отчет о выполнении первого пункта программы, ранее совместно разработанной, в соответствии с которым Угнич встала на учет в качестве самозанятой.
18.07.2022г. Угнич Д.В. предоставила второй отчет с предоставлением документов, подтверждающих факт расходования денежных средств на сумму 102 800 рублей на приобретение скота и других предметов для ведения личного подсобного хозяйства, личных средств вложено 2 800рублей.
08.09.2022г. от Угнич Д.В. поступило заявление о расторжении социального контракта ввиду сложившихся семейных обстоятельств, в связи с возбуждением уголовного дела в отношении мужа У.А.М, по факту совершения преступлений в отношении ее малолетних детей, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела.
09.09.2022г. ОСЗН по Баргузинскому району принято решение об одностороннем расторжении социального контракта №85 от 11.05.2022г., Угнич Д.В. направлено уведомление о возврате денежных средств в сумме 100 000 рублей (л.д.26).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что получатель Угнич Д.В. при заключении социального контракта выполнила все необходимые с ее стороны действия: представила необходимый пакет документов для заключения социального контракта, признана решением комиссии малоимущей, после заключения контракта встала на учет в качестве самозанятой, приобрела скот и предоставляла в первые месяцы отчеты о расходовании денежных средств, полученных по социальному контракту. Следовательно, истцом не представлено доказательств недобросовестного поведения Угнич Д.В.
Следовательно, полученные Угнич по социальному контракту №85 от 11.05.2022г. денежные средства не являются неосновательным обогащением, подлежащим возмещению, правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Из материалов дела следует, что после получения социальной выплаты в размере 100 000 рублей ответчиком Угнич Д.В. приобретен скот, птица, корма, то есть мероприятия по приобретению сельскохозяйственной продукции для выполнения мероприятий программы «ведение личного подсобного хозяйства» были выполнены в полном объеме, что подтверждается отчетами, представленными Угнич Д.В. и не оспаривалось истцом.
Из письменных возражений ответчика Угнич Д.В. следует, что расторжение контракта произошло в результате применения к ее ребенку семейного насилия со стороны проживающих с ней лиц, в результате чего она вынуждена с детьми выехать с постоянного места жительства, опасаясь за жизнь и здоровье детей.
Письменные возражения ответчика Угнич Д.В. относительно данных обстоятельств согласуются с письменными материалами дела.
Так, согласно постановлению и.о. руководителя Баргузинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Бурятии от 16.08.2022г. возбуждено уголовное дело № по обвинению У.А.М, по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.117 УК РФ по факту того, что в период с 31.08.2021г. по 09.07.2022г. по адресу <адрес> У.А.М, наносил побои и совершил иные насильственные действия в отношении малолетней дочери А.Ф.А., 29.09.2020г. рождения, причиняя последней физические и психические страдания. Постановлением руководителя следственного отдела по уголовному делу № от 16.08.2022г. А.Ф.А. признана потерпевшей по уголовному делу, а Угнич Д.В. допущена законным представителем малолетней потерпевшей А.Ф.А.
Из постановления заместителя прокурора Баргузинского района юриста 1 класса Толстихина К.В. от 09.06.2023г. следует, что 15.12.2022г. Баргузинским МСО СУ СК РФ по РБ возбуждено уголовное дело № по факту совершения преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст.132 УК РФ в отношении малолетней А.Ф.А., 29.09.2022г.р. 14.10.2022г. в дежурную часть ОП по <адрес> –Баргузин ОМВД России по Баргузинскому району поступил материал из Баргузинского МСО СУ СК России по Республике Бурятии о том, что У.А.М, угрожал убийством Угнич Д.В. По результатам дополнительной проверки 07.06.2023г. в отношении У.А.М, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.119 УК РФ.
Обстоятельства, на основании которых расторгнут социальный контракт с Угнич Д.В. не зависят от воли ответчика Угнич Д.В., обусловлены поведением проживающих с ней лиц (третьих лиц), доказательств прекращения Угнич самозанятости не имеется. Принимая во внимание, что Унич Д.В. признана малоимущей, на иждивении имеет двоих малолетних детей, с учетом ее добросовестного поведения, обстоятельств, послуживших расторжению социального контракта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Угнич Д.В. ранее полученной социальной помощи в сумме 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований РГУ «Центр социальной поддержки» к Угнич Дарье Валериевне о взыскании денежной суммы в связи с расторжением социального контракта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий судья И.А. Бойко
Дата составления мотивированного решения суда 18.10.2023г.