Дело №
УИД 52RS0№-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.<адрес> 22 декабря 2023 г.
Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокофьевой В.П., с участием представителя истца- заместителя прокурора <адрес> Вершинина М.С., при секретаре Киселевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> действующего в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Варнавинского муниципального округа, об обязании Администрации Варнавинского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, установить устройства вызова помощи на входных дверях, нанести яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения при входе и в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Варнавинского муниципального округа, Администрации Варнавинского муниципального округа об обязании Управлению образования администрации Варнавинского муниципального округа, Администрации Варнавинского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание администрации Варнавинского муниципального округа информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, установить устройства вызова помощи на входных дверях, нанести яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения при входе и в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>,
В исковом заявлении указал, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, устройства вызова помощи на входных дверях, яркая контрастная маркировка в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения отсутствуют.
Таким образом, ответчиками не обеспечен беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в вышеуказанное здание, чем ограничены права неопределенного лиц с ограниченными возможностями. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой в адрес начальника Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> внесено представление, но нарушения в добровольном порядке до настоящего времени не устранены.
На основании изложенного истец просит суд об обязании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа, Администрации Варнавинского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание администрации Варнавинского муниципального округа информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, установить устройства вызова помощи на входных дверях, нанести яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения при входе и в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>.
В последующем поступил отказ от иска в части требований к Управлению образования администрации Варнавинского муниципального округа, который был принят судом.
Также поступило уточненное исковое заявление, в котором истец просит об обязании Администрации Варнавинского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, установить устройства вызова помощи на входных дверях, нанести яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения при входе и в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>.
В судебном заседании представитель истца- заместитель прокурора <адрес> Вершинин М.С. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Варнавинского муниципального округа не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и признании исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управлению образования администрации Варнавинского муниципального округа просил судебное заседание провести в их отсутствие, в предварительном судебном заседании оставил решение вопроса по делу на усмотрение суда.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно статьям 113,114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об отложении судебного заседания в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьях 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Учитывая вышеизложенное, суд в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Суд, выслушав представителя истца, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Судом установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Данные меры должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч.1 ст.2).
В соответствии со ст. 15 данного закона федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Согласно пункту 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр утвержден Свод правил «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 6.5.9 вышеуказанного Свода правил предусмотрено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
В соответствии с п.6.1.6 Прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 - 1,0 м и 1,3 - 1,4 м.
Примечание - Контрастную маркировку допускается заменять декоративными рисунками или фирменными знаками, узорами и т.п. той же яркости.
Маркировка должна быть нанесена с обеих сторон дверного полотна.
Маркировка остекленной поверхности дверного полотна не предусматривается в следующих случаях: - прозрачная поверхность имеет ширину менее 0,3 м; - нижний край прозрачной поверхности расположен на высоте не менее 0,85 м от уровня пола; - на стекле между высотами от 0,85 до 1,4 м присутствуют непрозрачные элементы высотой не менее 0,1 м на всю ширину дверного полотна.
В соответствии с п.6.2.3 в общественных зданиях на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875. Применение направляющих тактильных напольных указателей на путях движения в зданиях - по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес>, администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, устройства вызова помощи и на входных дверях, яркая контрастная маркировка в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения отсутствуют.
Как следует из выписки от ДД.ММ.ГГГГ № из реестра муниципального имущества, объект недвижимости-нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>, относится к муниципальной собственности Варнавинского муниципального округа, составляет муниципальную казну и включена в соответствующий реестр.
Таким образом, администрацией Варнавинского муниципального округа Нижегородской не обеспечен беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями в вышеуказанные здания, чем ограничены прав неопределенного лиц с ограниченными возможностями.
С целью устранения указанных нарушений прокуратурой в адрес начальника Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, но нарушения в добровольном порядке до настоящего времени не устранены, что подтверждается актом проверки пом.прокурора Мухиной А.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из акта проверки прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в здании, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес> может одновременно пребывать в течение рабочего дня более 50 человек, на 2 этаже располагается ЗАГС, на 1 этаже располагается актовый зал, в здании в течение рабочего дня пребывает штат работников Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа, проводятся массовые мероприятия.
Таким образом, установленные законом требования законодательства в части обеспечения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры нарушены.
Указанными нарушениями ограничены права неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.
В силу ст. 39 ГПК РФ во взаимосвязи со ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании установлено, что признание иска представителем ответчика Администрации Варнавинского муниципального округа заявлено добровольно и в пределах предоставленных им полномочий, установлено, что последствия признания иска, и принятия его судом сторонам понятны.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком (его представителем) иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая вышеизложенное, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку признание иска им заявлено в пределах представленных полномочий, добровольно. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд может установить в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для обязания Администрации Варнавинского муниципального округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, установить устройства вызова помощи на входных дверях, нанести яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника, а также тактильные напольные указатели на путях движения при входе и в здании Управления образования администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> по адресу: <адрес>, р.<адрес>, пл.Советская, <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░ 5228058751, ░░░░ 1235200004236) ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░.<░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 206 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░