Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-165/2023 от 21.03.2023

Судья г/с Кучеба К.В.                                              Дело №21-165/2023

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово                                 05 апреля 2023 года

Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» (Далее – ООО «Чистый город»)

по жалобе законного представителя юридического лица ООО «Чистый город» Ветрова А.С. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-114-в от 06 апреля 2022 года и решение судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 27 февраля 2023 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № А-114-в государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО4 от 06.04.2022 юридическое лицо ООО «Чистый город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Киселевского городского суда от 27.02.2023 указанное постановление изменено в части назначенного административного наказания, с применением положений ст. 4.1.2 КоАП РФ административный штраф снижен до 10 000 рублей. В остальной части вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися по делу актами, законный представитель юридического лица ООО «Чистый город» Ветров А.С. обжаловал их в Кемеровский областной суд, поставив в жалобе вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО «Чистый город» Краева А.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Объективной стороной данного административного правонарушения является реальная хозяйственная или иная деятельность, в процессе осуществления которой допускается нарушение требований экологического законодательства.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г. Киселевска в период с 18.01.2022 по 03.02.2022 совместно со специалистами Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Киселевске, г. Прокопьевске, Прокопьевском районе проведена проверка соблюдения ООО «Чистый город» по адресу: ул. Ленина, д. 1 г. Киселевск, Кемеровская область-Кузбасс, требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2022.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение ч.1 ст.21, ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», утверждённого Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, Обществом не включены в «Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников ООО «Чистый город» от 2019 года» источники выбросов, расположенные на территории полигона твердых бытовых отходов в г.Киселевске (код объекта НВОС 32-0142-000063-П), а также не произведена корректировка данных инвентаризации.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Чистый город» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, о чем государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно - Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление №А-114-в от 06.04.2022.

Рассмотрев жалобу, поданную заявителем на постановление должностного лица в порядке статей 30.1 - 30.2 КоАП РФ, судья городского суда с выводами должностного лица согласился и оставил указанный акт без изменения.

Вместе с тем такие выводы не находят объективного подтверждения в материалах дела.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

При этом из ч. 1 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха следует, что указанные лица должны проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно ч.ч. 2 - 3 указанной нормы, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации.

Так, судом установлено, что ООО «Чистый город» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензии за номером (42)-7345-СР от 20.02.2019, выданной Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области.

Общество имеет одну промплощадку - полигон твердых бытовых отходов в г. Киселевске (далее - полигон), фактически расположенную на территории Кемеровской области, г. Киселевск, на горном отводе ОАО «Поляны» (поле ликвидированной шахты Краснокаменская) и предназначен для размещения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения г. Киселевска, хозяйственной и производственной деятельности объектов социальной сферы, учебных заведений, торговли и промышленности г. Киселевска.

Согласно программно-техническому учету объектов негативного воздействия на окружающую среду полигон твердых бытовых отходов ООО «Чистый город» относится к объектам первой категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду с присвоением кода объекта негативного воздействия на окружающую среду 32-0142-000063-П.

В ходе проведенной проверки должностным лицом установлено, что на территории полигона размещены дымовые трубы от производственного бытового помещения, расположенного в хозяйственно-бытовой зоне, гаража, также установлено наличие сооружений, выполняющих роль помещений для обогрева, оборудованные из нерабочих транспортных средств, которые также имеют источники выбросов в виде дымовых труб, участок размещения золошлаковых отходов, оборудование для обработки (сортировки) отходов, которые по мнению должностного лица административного органа являются источниками загрязнения и должны быть учтены в отчете об инвентаризации.

При этом отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от источников выбросов ООО «Чистый город» предусмотрены источники выбросов ЗВ: № 001 - выделение биогаза; № 002 – рабочая карта 1 (уплотнение отходов); № 003 – рабочая карта 2 (разгрузка мусоровозов); № 004 – глиняный отвал (сдувание с поверхности); № 005 – глиняный отвал (работа техники); №0 06 – заправка топливом бульдозера; № 007 – увлажнение отходов летом; № 008 – временная технологическая автодорога, в связи с чем «участок размещения золошлаковых отходов», учтен в инвентаризации источников выбросов как источники № 002 – рабочая карта 2 (разгрузка мусоровозов).

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) экологическими требованиями (требования в области охраны окружающей среды, природоохранные) признаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 ст. 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, под источником выброса понимается сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

При этом, под стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует понимать любой источник с организационным или неорганизационным выбросом вредных веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности, объекта) юридического лица, принадлежащего ему или закреплённого за ним в соответствии с действующим законодательством.

Однако, проверяя законность вынесенного постановления судьей городского суда оставлено без внимания, что постановление должностного лица не содержит указания на основания, по которым оборудование для обработки (сортировки) отходов и дымовые трубы от производственно-бытовых помещений, гаража и сооружений из нерабочих транспортных средств следует считать стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Между тем, при описании события административного правонарушения должностным лицом и прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в качестве такого источника приведены именно дымовые трубы, тогда как очевидно, что сами по себе они без присоединенного к ним оборудования для сжигания не могут загрязнять атмосферный воздух.

При этом, доказательств того, что дымовые трубы от производственного бытового помещения, расположенного в хозяйственно-бытовой зоне, гаража, сооружения, выполняющие роль помещений для обогрева, оборудованные из нерабочих транспортных средств, оборудование для обработки (сортировки) отходов) эксплуатируются ООО «Чистый город», материалы дела не содержат.

Более того, должностным лицом на момент осмотра территории полигона (20.01.2022) работа указанного оборудования не зафиксирована, что также отражено в оспариваемом постановлении.

При этом, как следует из представленного Обществом в материалы дела акта вывода из эксплуатации и демонтажа оборудования от 26.02.2018, оборудование в виде печки отопительной «Буржуйка» производственного бытового помещения; печки отопительной «Буржуйка», находящейся в помещении, которое состоит на балансе КУМИ Киселевского городского округа; печки отопительной «Буржуйка» нерабочих транспортных средств 26.02.2018 демонтированы и выведены из эксплуатации (а/м л.д.71), а Распоряжением КУМИ Киселевского городского округа «О списании муниципального имущества Киселевского округа» № 171-р от 14.03.2019, в связи с полным амортизационным износом оборудования «Утилизационная печь для сжигания биологических отходов» списана с баланса казны (т.2 л.д.31), что в свою очередь также вызывает сомнение в эксплуатации Обществом вышеуказанных объектов.

Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что Общество допустило нарушение экологических требований в результате эксплуатации вышеуказанных объектов не представлено.

В то же время, доказательств превышения нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от вышеуказанных источников в результате деятельности ООО «Чистый город» суду апелляционной инстанции не представлено.

Также не представлено суду и доказательств необходимости корректировки данных инвентаризации указанных стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку такая корректировка в силу положений ч. 3 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляется только в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации.

При таких обстоятельствах выводы административного органа и суда о доказанности наличия у ООО «Чистый город» обязанности по проведению инвентаризации либо корректировки инвентаризации рассматриваемых источников выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ являются преждевременными, не основанными на имеющихся в деле доказательствах.

Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает заслуживающим внимания доводы жалобы о недопустимости принятия в качестве доказательства справки о деятельности ООО «Чистый город» и фототаблицы к ней, составленных должностным лицом.

Так, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно п. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (п.2 ст. 27.8 КоАП РФ).

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (пункты 3, 5 ст. 27.8 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, факт вмененного обществу нарушения, выявлен в ходе осуществления осмотра территории юридического лица и зафиксирован должностным лицом в справке о деятельности ООО «Чистый город» и фототаблице, при этом в нарушение вышеуказанных положений закона протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов в порядке ст. 28.7 КоАП РФ не составлялся, иного материалы дела не содержат.

Представленная в материалы дела фототаблица также не может быть принята в качестве доказательства, поскольку в отсутствие протокола осмотра законность ее получения вызывает сомнение, при этом, в представленной справке и фототаблице к ней от 25.01.2022 отсутствует указания на дату, время фотофиксации, на фотографиях отсутствует привязка к визуально обозначенным конкретным объектам, что также лишает указанных документов доказательственной силы в рамках рассматриваемого дела.

Нарушение должностным лицом административного органа при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При этом существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установленные выше нарушения, допущенные при производстве по настоящему делу относительно установления факта спорного правонарушения и формирования доказательственной базы, являются существенными и не могут быть устранены при пересмотре состоявшихся по делу актов.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, учитывая, что материалы дела не содержат в себе достаточной совокупности допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии в действиях ООО «Чистый город» ст. 8.1 КоАП РФ, состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В связи с изложенным постановление и решение судьи по данному делу подлежат отмене с прекращением производства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу законного представителя юридического лица ООО «Чистый город» Ветрова А.С. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № А-114-в от 06 апреля 2022 года и решение судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 27 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Чистый город» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

      Судья                                              О.С. Рюмина

21-165/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Прокуратура г. Киселевска
Ответчики
ООО "Чистый город"
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Рюмина Олеся Сергеевна
Статьи

ст. 8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
21.03.2023Материалы переданы в производство судье
05.04.2023Судебное заседание
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее