дело № 2-1070/2020
УИД 16RS0044-01-2020-003172-40
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горошниковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Ситдиковой Л.Т.,
с участием истца Осипова В.Г.,
ответчика Осипова Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ФИО4 к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, ФИО3 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
по встречному исковому заявлению ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, ФИО4 о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на гараж, площадью наружному обмеру – 43,9 кв.м., по внутреннему обмеру – 39,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде указанного гаража. Наследниками имущества ФИО1 является истец и его брат ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Гараж был построен ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ основании решения исполкома Чистопольского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. Со дня строительства гаража ФИО1 владел и пользовался им, но право собственности в установленном порядке не зарегистрировано, что препятствует оформлению наследства. Заключениями компетентных органов гараж признан соответствующим архитектурным и строительным нормам и правилам.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен наследник ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3.
В судебном заседании истец, уточняя исковые требования, просил признать за ним право общей долевой собственности на 2/3 доли гаража в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ФИО3 предъявил встречный иск о признании за ним права общей долевой собственности на 1/3 доли указанного гаража в порядке наследования после смерти его отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - исполнительного комитета муниципального образования «<адрес>» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Чистопольского городского Совета народных депутатов ТАССР № от ДД.ММ.ГГГГ отцу истца - ФИО1 был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального гаража по <адрес> <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на предоставленном ему земельном участке построил гараж, площадью по наружному обмеру 43,9 кв.м., по внутреннему обмеру – 39,1 кв.м., которому присвоен адрес: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из справки нотариуса Чистопольского нотариального округа Республики Татарстан ФИО7, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 является наследником, принявшим наследство в 2/3 долях после смерти ФИО1. Наследником, принявшим наследство в 1/3 доли, является ФИО2.
ФИО2 - брат истца умер ДД.ММ.ГГГГ.
Нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан ФИО8 сообщила, что в ее архиве имеется наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследником, принявшим наследство, является его сын – ФИО3.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», работы по строительству гаража выполнены в соответствии с требованиями СНиП «Нормы проектирования. Планировка застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
Из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Градорегулирование и инфраструктурное развитие» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан следует, что гараж размещен в общем блоке гаражей, соответствует градостроительным нормам и требованиям СНиП, не нарушает права и интересы владельцев существующих гаражей.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Учитывая, что земельный участок, на котором расположен спорный гараж, в установленном порядке был предоставлен ФИО4 для строительства индивидуального гаража, построенный гараж не нарушает права и интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью, а также принимая во внимание, что ФИО4 является наследником, принявшим наследство ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО3 - наследником, принявшим наследство ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
уточненные исковые требования ФИО4, встречные исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности ФИО4 на 2/3 доли гаража площадью по наружному обмеру – 43,9 кв.м., по внутреннему обмеру – 39,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право общей долевой собственности ФИО3 на 1/3 доли гаража площадью по наружному обмеру – 43,9 кв.м., по внутреннему обмеру – 39,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.