Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1594/2022 ~ М-1173/2022 от 26.05.2022

Дело № 2-1594/2022

УИД 42RS0008-01-2022-001853-49

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Рудничный районный суд г.Кемерово

в составе председательствующего судьи Галкиной Н.В.

при секретаре Маниной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

                                      08 сентября 2022 года

гражданское дело по исковому заявлению Антипенко Виктора Александровича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> – Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>–Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы, в котором просит признать незаконным и отменить решения ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес> – Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ а также установить ФИО1 инвалидность, взыскать компенсацию морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Главным бюро МСЭ, ФИО1 было отказано в установлении инвалидности.

Согласно справке Главного бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1, после проведения медико-социальной экспертизы, у него выявлено нарушение здоровья со стойкими незначительными нарушениями (1 степени) функции сердечно-сосудистой системы <данные изъяты>, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.

ФИО1 не согласен с решением Бюро МСЭ, считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права так не учтены:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Просит признать незаконным решения медико-социальной экспертизы, и отменить решения ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес> – Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , установить ФИО1 инвалидность, взыскать компенсацию морального вреда в размере 800 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на заявленных требованиях, просил удовлетворить их.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> - Кузбассу» ФИО4, действующая на основании от ДД.ММ.ГГГГ, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 60-64).

Суд, выслушав явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (ч. 1 ст. 39), не определяет порядок и условия признания граждан <данные изъяты>, относя это к компетенции законодателя (ч. 2 статья 39).

На основании ч. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации" признание лица <данные изъяты> осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица <данные изъяты> устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 8 названного Федерального закона также предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности <данные изъяты> в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите <данные изъяты> в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке и условиях признания лица <данные изъяты>" утверждены Правила признания лица <данные изъяты> (действовавшими на момент принятия оспариваемого решения).

Согласно п.1 указанных Правил признание лица (далее - гражданин) <данные изъяты> осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина <данные изъяты> осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (п. 2 Правил).

Пунктом 3 Правил установлено, что медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Правил условиями признания гражданина <данные изъяты> являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п. 6 вышеназванных Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина <данные изъяты>.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате <данные изъяты>, последствий <данные изъяты> или дефектов, гражданину, признанному <данные изъяты>, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-<данные изъяты>" (п. 7 Правил).

Пунктом 9 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н установлено, что критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

В силу пункта 10 Классификаций и критериев критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.

Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами (пункт 11 Классификаций и критериев).

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами (пункт 12 Классификаций и критериев).

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами (пункт 13 Классификаций и критериев).

В силу п. 6 классификаций и критериев к основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности.

В соответствии с п. п. 42-45 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях признания лица <данные изъяты>" гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок; решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 46).

В ходе судебного разбирательства обозревались дела медико-социальной экспертизы ФИО1 , 16-17.

Судом установлено, что ФИО1 длительное время беспокоили <данные изъяты> в пояснице. Неоднократно лечился с <данные изъяты>: Поясничнй остеохондроз. 17.10.2007г. обследование в Областном центре профпатологии ГУЗ «Кемеровская областная клиническая больница», установлен <данные изъяты>: <данные изъяты> от физических перегрузок и переохлаждения. Хроническая пояснично–крестцовая (L5-S1) ракулопатия с двух сторон. <данные изъяты> профессиональное (впервые).

ДД.ММ.ГГГГ освидетельствование первично в бюро МСЭ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Федерального казенного учреждения «Главное бюро по медико-социальной экспертизы по <адрес>» с <данные изъяты> не установлена. Установлены 20% утраты профессиональной трудоспособности на один год.

ДД.ММ.ГГГГ освидетельствование по обжалованию в экспертной комиссии Федерального казенного учреждения «Главное бюро по медико-социальной экспертизы по <адрес>», решение бюро МСЭ не изменено.

В ДД.ММ.ГГГГ. при повторном освидетельствовании устанавливались 20% м утраты профессиональной трудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ освидетельствование повторно в бюро МСЭ ФКУ « ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с <данные изъяты>. Установлены 20 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ осмотр <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 самостоятельно обратился в бюро МСЭ ФКУ « ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью установления группы <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Вместе с тем, с данным заключением экспертного состава ФИО1 не согласен, полагая, что имеются основания для установления группы инвалидности.

С учётом существа заявленных исковых требований и представленных материалов, в целях объективного, полного и всестороннего рассмотрения дела, в связи с необходимостью выяснения группы инвалидности, подлежащей установлению ФИО1, судом была назначена по делу судебная медико-социальная экспертиза с поручением ее производства ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» (л.д.70-71).

В соответствии с заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ экспертная комиссия пришла к следующим выводам:

В соответствии с разделом II п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006г. «О порядке и условиях признания <данные изъяты>» (действовало до 01.07.2022г), разделом II п. 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022г. «О порядке и условиях признания <данные изъяты>» (действует с 01.07.2022г), условиями для признания гражданина <данные изъяты> являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в п. 5 настоящих правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина <данные изъяты>.

    В соответствии с р. IV п. 9 Приказа Минтруда России н от 27.08.2019г. «О классификациях и критериях используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (вступил в силу с 01.01.2020г.), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами, приводящие к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека и их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

     На дату освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не было основания для установления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ инвалидности.

    По представленным на медико-социальную экспертизу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ документам у ФИО1 имелись стойкие незначительные расстройства организма: незначительные нарушения психических функций ( в диапазоне от 10 до 30 процентов), незначительные нарушения сенсорных функций (в диапазоне от 10 до 30 процентов); незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (в диапазоне от 10 до 30 процентов); незначительные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (в диапазоне от 10 до 30 процентов); незначительные нарушения эндокринной системы и матаболизма (в диапазоне от 10 до 30 процентов); в соответствии с Приказом Минтруда России н от 27.08.2019г. «О классификациях и критериях используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

    Указанные стойкие незначительные нарушения функций организма в(в диапазоне от 10 до 30 процентов) не привели к ограничению его основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты, поскольку в соответствии с р. IV п. 9 Приказа Минтруда России н от 27.08.2019г. «О классификациях и критериях используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» указанные ограничения возникают при умеренных и белее выраженных стойких функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов) (л.д. 76-80).

Оценивая экспертное судебное заключение в порядке ст. ст. 12, 56, 67, 86 ГПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ, суд учитывает, что заключение комиссии экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенного исследования, сделанные в результате него выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из предоставленных в его распоряжение документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющиеся в материалах дела документы, а также на использованную при проведении исследования научную и методическую литературу, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании соответствующего определения суда.

В статье 55 ГПК РФ закреплено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По смыслу приведенных выше норм права в их нормативно-правовом единстве, регулирующих правила признания лица <данные изъяты>, суд принимает во внимание, что признание лица <данные изъяты> и установление ему определенной группы инвалидности находится в компетенции медико-социальной экспертизы, в данном случае - экспертным заключением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, принятым судом в качестве относимого и допустимого доказательства.

По смыслу положений статьи 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в статье 67 ГПК РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 ГПК РФ отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.

    Вместе с тем, никаких доказательств, которые вступали бы в противоречие с заключением судебной экспертизы, и, соответственно, давали бы основания сомневаться в выводах судебной экспертизы, в материалах гражданского дела не имеется.

Кроме того, суд также учитывает, что на момент проведения в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России медико-социальной экспертизы у ФИО1 не выявлено расстройств функций организма, являющихся основанием для установления ему инвалидности, нарушений требований закона при проведении его медицинского освидетельствования не допущено.

Судом учтено, что при проведении освидетельствования врачами-экспертами изучена вся представленная медицинская документация, произведен анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных ФИО1

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих установленные в судебном заседании обстоятельства, истцом не предоставлено, в то время как материалы дела содержат доказательства, обосновывающие принятие решений об отказе в установлении ФИО1 инвалидности.

Поскольку не установлено наличия у ФИО1, нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных <данные изъяты>, последствиями <данные изъяты> или дефектами, приводящих к ограничению жизнедеятельности, то, как следствие, отсутствие необходимости в социальной защите, не может быть расценено как ухудшение прав истца.

Таким образом, разрешая настоящий спор при указанных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами закона, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, о признании недействительным акта медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес> – Кузбассу» Министерства труда и социальной защиты РФ, установлении инвалидности, компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

    РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░.░░.░░░░<░░░░░> , ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░, , ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

2-1594/2022 ~ М-1173/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антипенко Виктор Александрович
Ответчики
ФГУ МСЭ Кемеровской области Минтруда России
Суд
Рудничный районный суд г. Кемерово
Судья
Галкина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
rudnichny--kmr.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2022Предварительное судебное заседание
15.08.2022Производство по делу возобновлено
16.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022Дело оформлено
11.11.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее