К делу № 12-421/19
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
18 июня 2019 года город Краснодар
Федеральный судья Первомайского районного суда города Краснодара Фоменко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица - директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В. В. на постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
- лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Белого В.В.,
- представителя Белого В.В. – Бочко Л.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
- представителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Тищенко И.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 должностное лицо - директор департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белый В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Белым В.В. ставится вопрос об отмене указанного постановления, как незаконного и необоснованного, и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что 07.06.2018 по итогам проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий из федерального бюджета субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, имеющих целевой характер, в отношении департамента в лице директора Белого В.В. вынесено представлением №. В соответствии с представлением в срок до 15.09.2018 необходимо рассмотреть информацию об указанных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения. В обжалуемом постановлении указано, что департаментом не были направлены в срок заверенные документы, подтверждающие исполнение представления, однако факт исправления части нарушений имел место в период проведения самой проверки, и подтверждающие документы были переданы в день вынесения акта плановой выездной проверки. Так, акт плановой проверки составлен 25.04.2018 и 25.04.2018 администрацией муниципального образования г. Краснодар вынесено постановление № о внесении изменений в постановление администрации МО г. Краснодар от 02.10.2014 с приложением перечня мероприятий подпрограммы «Формирование современной городской среды МО г. Краснодар на 2017 год» муниципальной программы МО г. Краснодар «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения», где изменен объем финансирования мероприятия: Организация благоустройства территории в границах дворовых многоквартирных домов по ул. им. Селезнева. То есть постановлением № программа приведена в соответствие с фактическим исполнением. Указанное постановление № от 25.04.2018 передано в день составления акта проверки, то есть факт исполнения представления № № от 07.06.2018 со сроком исправления недостатков до 15.09.2018 имел место ранее установленного срока. Кроме того, постановление № от 25.04.2018 направлено вместе с возражениями на акт плановой выездной проверки от 25.04.2018. Также в представлении № № от 07.06.2018 указано о неосуществлении текущего контроля за использованием средств межбюджетного трансферта, однако мероприятия по контролю проводились своевременно как до вынесения представления, так и после такового. Согласно приказу №-лс от 02.04.2018 по собственному желанию уволен начальник отдела комфортной городской среды - ФИО6 Увольнение осуществлено в период проведения проверки: (сроки проверки с 22.03.2018 по 25.04.2018) по ходу выявления нарушений. Таким образом, департамент незамедлительно реагировал на все замечания управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и устранял все недостатки по ходу проведения контроля, осуществляя передачу всех подтверждающих документов. Позже приказом №-лс от 03.07.2018 по собственному желанию уволен заместитель директора департамента, начальник отдела санитарии и экологии - ФИО7 Приказ №-лс от 03.07.2018 также своевременно направлен в управление. Кроме того, 30.08.2018 вынесен протокол № по результатам совещания по вопросу рассмотрения представления управления Федерального казначейства по КК от 07.06.2018 № №, согласно которому по итогам совещания разработан план необходимых мероприятий по устранению нарушений, приняты меры и/или необходимые мероприятия, назначены исполнители и сроки реализации. Также в настоящее время управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю выдано уведомление о своевременном устранении всех нарушений со стороны департамента. В связи с изложенным утверждение управления Федерального казначейства о том, что департаментом не были направлены в срок сведения об исправлении нарушений, указанных в представлении № № от 07.06.2018, с приложенными документами, не соответствует действительности. В связи с изложенным в деяниях должностного лица Белого В.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ. Кроме того, весь объем работ по благоустройству дворовых территорий был фактически выполнен и оплачен, сроки соблюдены, ущерба федеральному бюджету не нанесено, доказательства тому также были направлены в управление в установленный срок. При обращении в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным представления № от 07.06.2018 все приложенные к заявлению документы, которые являются доказательствами исполнения обязанности департамента по устранению недостатков, были направлены в управление Федерального казначейства по КК и поступили еще до истечения срока исполнения представления № № от 07.06.2018, то есть до 15.09.2018. Податель жалобы полагает, что вмененное правонарушение не относится к категории злостных правонарушений, имеющих систематический или необратимый характер. Сумма подрядчику за выполненные работы оплачена в полном объеме и в срок, то есть излишнего расходования денежных средств не имеется, все работы выполнены в полном объеме, что подтверждается документально (акты о приеме выполненных работ формы КС-2, КС-3 и др.), и ущерба Федеральному бюджету не нанесено. В данном случае действия (бездействие), содержащие формальные признаки состава административного правонарушения, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и не представляют общественной опасности.
В отзыве на жалобу представитель управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Тищенко И.П. просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, оставить постановление о назначении административного наказания № 18-15-25/9-2019 от 23.04.2019 в силе, полагая его законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Представление получено департаментом 13.06.2018. В соответствии с данным представлением от директора департамента Белого В.В. требовалось до 15.09.2018 рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения; о результатах исполнения представления проинформировать управление до 29.09.2018 (с приложением надлежаще заверенных копий документов, подтверждающих исполнение). Письмом директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В.В. от 19.09.2018 № «О рассмотрении представления» в адрес управления сообщается, что 12.09.2018 департаментом направлено исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным представления управления и о приостановлении действия вышеуказанного представления до рассмотрения заявления по существу. Вместе с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края от заявителя поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия представления управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 07.06.2018 № до рассмотрения заявления по существу. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2018 в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу №А32-37255/2018 вышеуказанное определение оставлено без изменения. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 по делу № А32-37255/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. В адрес управления 07.03.2019 (вх. №), то есть по истечении срока, установленного представлением, поступило письмо департамента о повторном рассмотрении представления, к которому надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие его исполнение, не приложены. Таким образом, директором департамента Белым В.В. не соблюдены требования, предусмотренные частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ. Процесс привлечения должностного лица Белого В.В. к административной ответственности не нарушен.
В судебном заседании Белый В.В., его представитель Бочко Л.Г. доводы жалобы поддержали, просили отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью. Полагали, что допущенное нарушение, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, не несет угрозы охраняемым общественным интересам, материальный ущерб государству не причинен.
Представитель управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Тищенко И.П. просила оставить оспариваемое постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 без изменения, а жалобу Белого В.В. – без удовлетворения.
Выслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыв на жалобу, судья приходит к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение поручения Федерального казначейства от 13.12.2017 №, приказа управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 21.03.2018 №-к/р «О назначении плановой выездной проверки в департаменте городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар» проведена плановая выездная проверка использования средств, выделенных из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за 2017 год.
В соответствии с полномочиями, закрепленными статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, по итогам проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, имеющих целевой характер, в отношении департамента в лице директора департамента Белого В.В. вынесено представление от 07.06.2018 № №.
Представление получено департаментом 13.06.2018, что подтверждается отметкой входящего номера № от 13.06.2018.
В установленный срок представление не исполнено, в связи с чем 09.04.2019 в отношении директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с представлением от 07.06.2018 № № от директора департамента Белого В.В. требовалось до 15.09.2018 рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения; о результатах исполнения представления проинформировать управление до 29.09.2018 (с приложением надлежаще заверенных копий документов, подтверждающих исполнение).
Из содержания протокола об административном правонарушении № от 09.04.2019 усматривается, что письмом директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В.В. от 19.09.2018 № «О рассмотрении представления» в адрес управления сообщается, что 12.09.2018 департаментом направлено исковое заявление в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным представления управления и о приостановлении действия вышеуказанного представления до рассмотрения заявления по существу.
Вместе с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края от заявителя поступило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия представления управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 07.06.2018 № до рассмотрения заявления по существу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2018 в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу № А32-37255/2018 вышеуказанное определение оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2019 по делу № А32-37255/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В адрес управления 07.03.2019 (вх. №) по истечении срока, установленного представлением, поступило письмо департамента о повторном рассмотрении представления, к которому надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие его исполнение, не приложены.
Таким образом, при рассмотрении представленных материалов административным органом установлено, что информация о результатах исполнения (с приложением надлежаще заверенных копий документов, подтверждающих исполнение) представления от 07.06.2018 № № в адрес управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от должностного лица - директора департамента Белого В.В. не поступила в срок, установленный представлением управления.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 23.04.2019 заместителем руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 в отношении директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В.В. постановления о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При установленных фактических обстоятельствах, которые не оспаривались Белым В.В., административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем приведенные Белым В.В. и его представителем доводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела заслуживают внимания.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовым указаниям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано Белым В.В. департамент письмом от 19.09.2018 № своевременно уведомил управление о подаче 12.09.2018 заявления в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным представления от 07.06.2018 № №, а также принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия данного представления до рассмотрения заявления по существу.
Указанные действия департамента были вызваны тем, что в акте проверки и представлении управления (п. 4), результатах заседания Контрольной комиссии управления отсутствует прямое указание на отсутствие необходимости перечисления суммы в размере 1 420 940,09 руб. в федеральный бюджет.
Поскольку департаментом были сделаны выводы о необходимости возврата денежных средств в указанной сумме в федеральный бюджет, а также в связи с отсутствием источника для возврата данной суммы, департамент обратился в Арбитражный суд Краснодарского края.
Так согласно объяснениям Белого В.В., подтвержденным представленными в дело письменными доказательствами, по пункту 1 представления в момент завершения проверки постановлением от 25.04.2018 № внесены изменения в постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 02.10.2014 № «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования г. Краснодар «Комплексное развитие муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения», Приложение №1 к подпрограмме «Формирование современной городской среды муниципального образования г. Краснодар на 2017 год» приведено в соответствие с фактическим исполнением программы.
Указанная информация была своевременно направлена в управление, поскольку содержалась в протоколе разногласий к акту проверки.
Как пояснил Белый В.В. по замечаниям управления, указанным в представлении относительно неосуществления департаментом функций текущего контроля за использованием средств межбюджетного трансферта при выполнении мероприятий подпрограммы «Формирование современной городской среды муниципального образования город Краснодар на 2017 год», департаментом проведен ряд мероприятий, назначены лица, ответственные за осуществление контроля за использованием средств межбюджетного трансферта в 2018 году.
Кроме того, с заместителем директора департамента, начальником отдела по благоустройству и санитарии ФИО7 и заместителем начальника отдела по благоустройству и санитарии ФИО6, на которых были возложены функции контроля за использованием средств межбюджетного трансферта в 2017 году, трудовой договор расторгнут, в связи с чем применить к ним меры дисциплинарного взыскания день не представляется возможным.
Надлежаще заверенные копии документов, подтверждающих исполнение представления, предоставлены в управление 08.04.2019 письмом №.
Вышеуказанные обстоятельства приводились лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Белым В.В. в ходатайстве, адресованном заместителю руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3
Судья учитывает сведения, изложенные в письме управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю от 30.07.2019 №, об исполнении представления, согласно которым управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю рассмотрело документы, материалы и информацию об исполнении представления от 07.06.2018 № №, направленного по результатам плановой выездной проверки использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за 2017 год, представленные письмами департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар от 07.03.2019 №, от 08.04.2019 №.
В данном письме управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю указано, что представление снимается с контроля за исполнением.
С учетом положений статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как указано в обоснование доводов жалобы и подтверждается материалами дела, нарушения были добросовестно устранены, Белым В.В. приняты все возможные меры для исполнения своих служебных обязанностей и соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.
С учетом вышеприведенных норм права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами совершения правонарушения, принятия должностным лицом мер по исполнению своих служебных обязанностей и соблюдению требований действующего законодательства, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения заявителя к требованиям закона, а также негативных последствий для интересов граждан, общества и государства, судья считает возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освободить Белого В.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30,6 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Жалобу Белого В. В. на постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 от 23.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении должностного лица - директора департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар Белого В. В., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Фоменко Е. Г.