Именем Российской Федерации
« 26 » марта 2019 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 611/19 по иску Репиной Т.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы в трудовой стаж для назначения пенсии и о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
30.11.2018г. Репина Т.Ю*** года рождения, обратилась в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, работающему с тяжелыми условиями труда.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 21.12.2018г. Репиной Т.Ю. в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого для назначения пенсии 10 лет стажа на соответствующих видах работ, поскольку, по мнению ответчика, не могут быть включены в льготный трудовой стаж, в том числе периоды работы:
- с 01.07.1994г. по 15.06.1998г., с 22.11.1999г. по 31.12.2010г. - в должности санитарки в патологоанатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова (с 12.07.1994г. - ТМО № 2 Больница им.Архиепископа Луки, с 28.12.2011г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова»), так как документально не подтверждена полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; в соответствии с разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ, изложенными в письме от 16.02.2001г. № 1177-ЮЛ, правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда по Списку № 2 наделены санитарки патологоанатомических отделений в случае, если они постоянно полный рабочий день (в соответствии с разъяснением Министерства труда и социального развития РФ от 22.05.1996г. № 5 не менее 80 % рабочего времени) заняты на работах, непосредственно связанных с трупами и трупным материалом; документально подтвердить работу с трупами и трупным материалом не представляется возможным; кроме того, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается стаж на соответствующих видах работ с 01.01.1998г. по 15.06.1998г., с 22.11.1999г. по 31.12.2010г.;
- с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. - в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро», так как согласно Списку № 2 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов (раздел XXIV код 22600000-14467); работа в должности санитарки отделения общей патологии не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии; сведения индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждают работу с тяжелыми условиями труда; кроме того, не подтверждается уплата дополнительного тарифа страховых взносов.
30.01.2019г. Репина Т.Ю. обратилась в суд с иском, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 26.03.2019г., к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периодов работы с 01.07.1994г. по 31.12.1997г. в должности санитарки в патологоанатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова (с 12.07.1994г. - ТМО № 2 Больница им.Архиепископа Луки, с 28.12.2011г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова»), с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», и о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 17.12.2018г., когда она достигла возраста 50 лет, взыскании судебных расходов, указав в обоснование своих требований, что в спорные периоды она работала в должности санитарки патологоанатомического отделения ТМО № 2 г.Тамбова, в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» полный рабочий день, была постоянно занята на работах с трупами и трупным материалом. Ее должностные инструкции, как санитарки патологоанатомического отделения, были утверждены приказом Минздрава СССР от 04.04.1983г. и оставались неизменными весь период работы в ТМО № 2 г.Тамбова. В подтверждение того, что периоды работы с 01.07.1994г. по 15.06.1998г., с 22.11.1999г. по 31.12.2010г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2, раздел XXIV, код 22600000-14467, ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова» выдана льготная справка от 21.01.2019г. № 23. В период с 01.01.2011г. по настоящее время она также осуществляет деятельность, предусмотренную разделом XXIV, код 22600000-14467 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, что подтверждается приказами Минздрава СССР от 11.03.1988г.; выпиской из приказа № 1 по Тамбовскому патологоанатомическому бюро от 02.01.1984г. о реорганизации ЦПАО областной больницы в областное патологоанатомическое бюро с 01.01.1984г.; должностными обязанностями санитара и должностными инструкциями санитара ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» от 21.07.2000г., 01.04.2009г., от 01.01.2015г.; решением пенсионного органа о привлечении учреждения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, из которого следует, что ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» не включило в базу, подлежащую обложению страховыми взносами при исчислении дополнительного тарифа, заработную плату санитаров, что свидетельствует о признании пенсионным органом права санитаров ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» на досрочную страховую пенсию по старости; дополнительный тариф за санитаров учреждением полностью оплачен. На момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ее стаж на соответствующих видах работ составил более 10 лет.
В судебном заседании истец Репина Т.Ю. исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнив, что ее работа в вышеуказанные спорные периоды была связана с осуществлением деятельности в тяжелых условиях. Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XXIV код 22600000-14467, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются санитарки патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов. В спорные периоды она работала санитаркой в патологоанатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова, в отделении общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро», осуществляя при этом трудовую деятельность непосредственно в прозекторской, полный рабочий день, была постоянно занята на работах с трупами и трупным материалом, что подтверждается льготными справками, должностными обязанностями. Ее стаж работы в тяжелых условиях, на момент обращения к ответчику по поводу досрочного назначения пенсии, составлял более 10 лет, 17.12.2018г. она достигла возраста 50 лет, имеет страховой стаж более 20 лет, в связи с чем, имеет право на досрочное назначение пенсии. Уточняя исковые требования, истец Репина Т.Ю. просила суд включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.07.1994г. по 31.12.1997г. в должности санитарки в патолого-анатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова, с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро», назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 17.12.2018г., взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., за составление искового заявления 5000 руб.
Представитель ответчика, по доверенности Платицына Е.Г., исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении комиссии об отказе в назначении пенсии, дополнив также, что не оспаривает, что с учетом спорных периодов стаж работы истца на соответствующих видах работ на 17.12.2018г. составляет более 10 лет.
Представитель третьего лица, ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро», по доверенности Блохина Е.А., не возражала против удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж периода работы истца в ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» и пояснила, что патолого-анатомическое бюро образовано на основе патолого-анатомического отделения Тамбовской областной больницы, занимается той же самой работой, что и патолого-анатомическое отделение. Истец работает в учреждении с 01.01.2011г., когда была принята в порядке перевода из ТОГБУЗ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова», по настоящее время в должности санитарки в отделении общей патологии, осуществляя при этом трудовые функции непосредственно в прозекторской, то есть в помещении патолого-анатомического бюро, где вскрывают тела умерших, на полную ставку, полный рабочий день и полную рабочую неделю; истец постоянно занята на работах с трупами и трупным материалом, что подтверждается льготной справкой, выданной работодателем, должностными обязанностями санитарки, которые идентичны во всех отделениях, осуществляющих деятельность в прозекторских, в морге, где хранятся трупы. Сведения персонифицированного учета с указанием кода льготной работы в отношении санитаров ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» пенсионный орган от учреждения не принимает, мотивируя тем, что санитары патологоанатомических бюро не предусмотрены Списком № 2. Между тем истец, будучи постоянно занята на работах с трупами и трупным материалом, имеет право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздел XXIV код 22600000-14467, о чем также указано в карте аттестации рабочих мест; имеет надбавку к заработной плате и дополнительный отпуск за особые условия работы. Дополнительный тариф учреждением был уплачен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19, ч.2 ст.55Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст.8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом согласно статье 35 данного Федерального закона, устанавливающей переходные положения, для определения права на установление страховой пенсии по старости в 2018 году требуется наличие не менее 9 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 13,8 баллов.
В силу п.2 ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона на момент возникновения спорных правоотношений), право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2года такой работы женщинам (ч.1).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4).
Согласно подп. «б» п.1, п.3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (изменения внесены постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 239), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком 1991года.
Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, предусмотрено, что младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов (код 22600000-14467), имеют право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того,постановлениемПравительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. N516 утверждены Правилаисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.
Пунктами 5, 7 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за
выслугу лет" предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, - также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В судебном заседании установлено, что Репина Т.Ю. с 01.07.1994г. по 15.06.1998г., с 22.11.1999г. по 31.12.2010г. работала в должности санитарки в патолого-анатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова (с 12.07.1994г. - ТМО № 2 Больница им.Архиепископа Луки, с 28.12.2011г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова», с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. - в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро»; при этом в указанные периоды истец работала полный рабочий день, не работала в режиме неполной рабочей недели, ей не предоставлялись учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, истец не направлялась на курсы повышения квалификации и в командировки, не имела периодов временной нетрудоспособности, за которые не произведена оплата по государственному социальному страхованию, а также иных периодов, не подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и периодов отстранения от работы, предусмотренных п.9 Правил № 516.
Данные обстоятельства, помимо пояснений истца и представителя третьего лица, подтверждаются трудовой книжкой Репиной Т.Ю., которая в силу ст.66 Трудового кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, справками ТОГБУЗ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова» от 10.07.2018г. № 222, от 21.01.2019г. № 23 и № 279, от 04.12.2018г. № 301, приказом МЛПУ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова» о прекращении трудового договора от 31.12.2010г.
№ 248-к/ув., приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 16.12.2010г.
№ 1236, справкой ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» от 30.11.2018г. № 19, от 12.10.2018г. № 16, от 10.12.2018г. № 18, выпиской из приказа от 02.01.2011г. № 7 о принятии на работу, актом о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 20.11.2018г.
№ 317, актом о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 03.12.2018г. № 336, должностной инструкцией № 5 санитара отделения общей патологии, отделения биопсийных исследований, отделения инфекционной патологии, отделения онкоморфологии, отделения детской патологии ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» от 01.01.2015г., копии которых имеются в материалах дела, и не опровергнуты представителем ответчика в судебном заседании.
В силу п.1 ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и решения дела.
В силу п.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт1 статьи27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Истцу не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 01.07.1994г. по 15.06.1998г. в должности санитарки в патолого-анатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова (с 12.07.1994г. - ТМО № 2 Больница им.Архиепископа Луки, с 28.12.2011г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова»), так как документально не подтверждена полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10; кроме того, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается стаж на соответствующих видах работ с 01.01.1998г. по 15.06.1998г.
Удовлетворяя исковые требования Репиной Т.Ю. о включении в специальный стаж периода работы с 01.07.1994г. по 31.12.1997г., как того просит истец, уточнив исковые требования, суд исходит из следующего.
В судебном заседании бесспорно установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, вышеуказанными справками ТОГБУЗ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова» от 10.07.2018г. № 222, от 21.01.2019г. № 23 и № 279, от 04.12.2018г. № 301, приказом МЛПУ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова» о прекращении трудового договора от 31.12.2010г. № 248-к/ув., актом о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 03.12.2018г. № 336, что в спорный период Репина Т.Ю. работала в должности (санитарка) и учреждении (патолого-анатомическое отделение ТМО № 2 г.Тамбова), предусмотренных Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, полный рабочий день.
Так, из уточняющих справок ТОГБУЗ «ГКБ им.Архиепископа Луки г.Тамбова» от 10.07.2018г. № 222, от 21.01.2019г. № 23, выданных на основании книг приказов с 1994г. по 2010г., штатного расписания, тарификационных списков, лицевых счетов с 1994г. по 2010г., личной карточки формы Т-2, следует, что Репина Т.Ю. в период с 01.07.1994г. по 31.12.2010г. работала в должности санитарки патологоанатомического отделения на полную ставку в течение полного рабочего дня, не находилась в отпуске без сохранения заработной платы, ученическом отпуске, на курсах повышения квалификации, не работала в режиме неполной рабочей недели; находилась в отпуске по уходу за ребенком с 16.06.1998г. по 21.11.1999г. (не является спорным периодом); имеет право на пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из акта о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 03.12.2018г. № 336 следует, что по карточке формы Т-2 Репиной Т.Ю. просматриваются ежегодные и дополнительные отпуска - 42 календарных дня, по лицевым счетам просматривается начисление заработной платы по основной должности и доплата за вредные условия труда; по штатному расписанию в проверяемый период в составе больницы предусмотрено патолого-анатомическое отделение.
Представителем ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.
При этом ссылки представителя ответчика на разъяснения Министерства труда и социального развития РФ, изложенными в письме от 16.02.2001г. № 1177-ЮЛ, суд считает несостоятельными, поскольку, как следует из буквального содержания данного письма, Министерство труда и социального развития РФ разъяснило, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по Списку N 2, помимо младших медицинских сестер (санитарок) патологоанатомических отделений, прозекторских и моргов (Раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»), могут пользоваться и санитарки службы судебно-медицинской экспертизы, если они постоянно полный рабочий день заняты в моргах, то есть документальное подтверждение работы с трупами и трупным материалом в течение полного рабочего дня необходимо санитаркам службы судебно-медицинской экспертизы, тогда как истец работала в патолого-анатомическом отделении ТМО № 2 г.Тамбова.
В связи с чем, период работы Репиной Т.Ю. с 01.07.1994г. по 31.12.1997г. подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г.
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истцу не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро», так как согласно Списку № 2 правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются младшие медицинские сестры (санитарки) патологоанатомических отделений, прозекторских, моргов (раздел XXIV код 22600000-14467); работа в должности санитарки отделения общей патологии не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии; сведения индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждают работу с тяжелыми условиями труда; кроме того, не подтверждается уплата дополнительного тарифа страховых взносов.
Удовлетворяя исковые требования Репиной Т.Ю. о включении вышеуказанного периода работы в специальный стаж, суд исходит из следующего.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 марта 1988г. № 203 «Об организации патологоанатомических бюро» утверждено Положение о патологоанатомическом бюро, в пункте 4 и 5 которых указано, что основная деятельность патологоанатомических бюро направлена на дальнейшее совершенствование лечебно-профилактической помощи населению путем улучшения прижизненной диагностики заболеваний, уточнение причин смерти, обеспечение достоверных данных государственной статистики причин смерти, повышение квалификации лечащих врачей и осуществление анализа дефектов диагностики и лечения. Патологоанатомические бюро используют методы интенсификации и рациональной организации труда, осуществляют унификацию исследований в секционном и биопсийном разделах работы с целью сокращения сроков патологоанатомических исследований и повышения их качества.
Основными функциями патологоанатомических бюро являются, в том числе установление причины и механизма смерти больного.
Приказом Министерства здравоохранения России от 6 августа 2013г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», патолого-анатомическое бюро отнесено к медицинским организациям особого типа.
Согласно приказу Тамбовского областного отдела здравоохранения от 18.08.1983г. № 333, в целях повышения качества работы патологоанатомической службы в Тамбовской области и выполнения приказа МЗ СССР от 04.04.1983г. № 375 централизованное патологоанатомическое отделение Тамбовской областной больницы реорганизовано в порядке эксперимента в областное бюро патологоанатомической службы с непосредственным подчинением облздравотделу.
В приказе № 1 по Тамбовскому патологоанатомическому бюро от 2 января 1984г. указано, что, в порядке служебного перевода на основании приказа № 333 от 18 августа 1983г. Областного отдела здравоохранения Тамбовской области «О реорганизации централизованного патологоанатомического отделения областной больницы», ЦПАО областной больницы реорганизовано в областное патологоанатомическое бюро с 1 января 1984г.
Согласно приказу управления здравоохранения Тамбовской области от 16.12.2010г. № 1236, на базе ГУЗ «ТОПБ» организовано проведение патологоанатомических исследований для МЛПУ «ГКБ им.Арх.Луки г.Тамбова» с 01.01.2011г., а сотрудники патологоанатомического отделения МЛПУ «ГКБ им.Арх.Луки г.Тамбова» приняты в порядке перевода в ГУЗ «ТОПБ».
В судебном заседании бесспорно установлено и подтверждается, помимо пояснений истца и представителя третьего лица, вышеуказанными приказом управления здравоохранения Тамбовской области от 16.12.2010г. № 1236, справками ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» от 30.11.2018г. № 19, от 12.10.2018г. № 16, от 10.12.2018г. № 18, выпиской из приказа от 02.01.2011г. № *** принятии на работу, актом о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 20.11.2018г., № 317, что в спорный период Репина Т.Ю. работала в должности (санитарка) и учреждении (патолого-анатомическое бюро), исполняя трудовые обязанности непосредственно в прозекторской учреждения, предусмотренных Разделом XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, полный рабочий день.
Так, из уточняющих справок ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» от 30.11.2018г. № 19, от 12.10.2018г. № 16, от 10.12.2018г. № 18, выданных на основании книг приказов с 2011г. по 2018г., ведомостей на заработную плату и лицевых счетов с 2011г. по 2010г., должностной инструкции, следует, что Репина Т.Ю. в период с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. работала в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро» на полную ставку в течение полного рабочего дня, не находилась в отпуске без сохранения заработной платы, ученическом отпуске, на курсах повышения квалификации, не работала в режиме неполной рабочей недели; имеет право на пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из акта о результатах документальной проверки периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, от 20.11.2018г. № 317 следует, что по карточке формы Т-2 Репиной Т.Ю. просматриваются ежегодные отпуска, по лицевым счетам просматривается начисление заработной платы по основной должности и доплата за вредные условия труда; по штатному расписанию в проверяемый период в составе учреждения предусмотрены отделения общей патологии, биопсийных исследований, инфекционной патологии, онкоморфологии, детской патологии.
Из выписки из приказа от 02.01.2011г. № 7 о принятии Репиной Т.Ю. на работу следует, что истцу установлена надбавка к окладу за вредные условия труда.
Представителем ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты, тогда как в соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ссылки представителя ответчика на то, что работа в должности санитарки отделения общей патологии не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, суд считает несостоятельными.
Так, из представленных суду документов и пояснений представителя третьего лица следует, что централизованное патолого-анатомическое отделение Тамбовской областной больницы было реорганизовано в областное патолого-анатомическое бюро, в связи с чем, функции патолого-анатомического бюро идентичны функциям патолого-анатомического отделения; в патолого-анатомическом бюро имеются помещения: две прозекторских, где производится вскрытие тел умерших, и один морг, где осуществляется хранение трупов. Истец, являясь санитаркой отделения общей патологии, фактически осуществляет трудовую деятельность в прозекторской, то есть в помещении патолого-анатомического бюро, где производится вскрытие тел умерших.
Согласно Положению об отделении общей патологии ГУЗ «ТОПБ», утвержденному 01.09.2003г., отделение общей патологии является структурным подразделением ГУЗ «ТОПБ», обеспечивающим патолого-анатомические вскрытия и патогистологические исследования операционно-биопсийного и секционного материала (п.1.1). Отделение создается для проведения патологоанатомических вскрытий и патогистологических исследований (п.1.2).
Анализ должностной инструкции № 5 санитара отделения общей патологии, отделения биопсийных исследований, отделения инфекционной патологии, отделения онкоморфологии, отделения детской патологии ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро», утвержденной 01.01.2015г., должностных инструкций санитара (санитарки) ГУЗ «ТОПБ» от 01.04.2009г., от 21.07.2000г., позволяет суду сделать вывод о том, что на санитара возлагаются, в том числе следующие обязанности: принимать доставленные в бюро маркированные трупы умерших из клинических отделений медицинских учреждений согласно Положению о приеме, регистрации и выдаче трупов, осуществлять транспортировку трупов внутри бюро, обеспечивать сохранность трупов в течение пребывания в морге; готовить помещение, спецодежду, инструменты, необходимые для проведения вскрытия и взятия материала для различных лабораторных исследований, находиться во время вскрытия трупа в секционной комнате и выполнять распоряжения врача-патологоанатома, производить уборку помещения, обработку инструментов и т.д.
В соответствии с картой № 21 специальной оценки условий труда работников (санитарка) отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро», работа санитарки в данном отделении, оценивается как работа с опасными факторами, имеют право на дополнительные гарантии и компенсации.
Отсутствие в патолого-анатомическом бюро патолого-анатомического отделения в спорный период работы истца, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о включении данного периода работы в льготный стаж, учитывая, что трудовая деятельность истца непосредственно осуществляется в прозекторской учреждения.
Доводы представителя ответчика о том, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца по причине не подтверждения его сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, касающихся особых условий труда, в том числе по причине неуплаты работодателем дополнительного тарифа, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно положениям статей 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, пояснениями представителя третьего лица, что страховые взносы работодателем истца за спорные периоды уплачивались, но без дополнительного тарифа за льготный характер труда.
Из пояснений представителя третьего лица ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» также следует, что пенсионный орган не принимал у учреждения сведения в отношении санитаров с указанием кода льготной работы, ссылаясь на то, что Списком не предусмотрено название учреждения - «патолого-анатомического бюро», требуется название «патолого-анатомическое отделение», однако патолого-анатомическое бюро занимается той же работой, что и патолого-анатомическое отделение; также учреждением не уплачивался дополнительный тариф за льготный характер труда.
Из представленного решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах № 5 от 11.01.2018г., вынесенного по результатам проверки, следует, что в ходе проверки, проведенной УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, установлено, что организация не включила в базу, подлежащую обложению страховыми взносами при исчислении дополнительного тарифа заработную плату санитаров.
При этом пенсионный орган установил, что в ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» за период с 1 января 2014г. по 20 февраля 2016г. действовала аттестация рабочих мест, за период с 20 февраля 2016г. по 31 декабря 2016г. действовала специальная оценка условий труда. Согласно картам аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, должности санитара была присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса 3.3 (вредный) и предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В этом же решении пенсионного органа указано, что в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ плательщиком страховых взносов не была включена в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработная плата работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (с 1 января 2015г. - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), за 2014 год в размере 2654347,24 руб., за 2015 год в размере 2525662,85 руб., за 2016 год в размере 2979660,99 руб.
Установленные пенсионным органом обстоятельства послужили основанием для привлечения ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» к ответственности в виде наложения штрафных санкций.
Таким образом, сложилась ситуация, при которой с одной стороны - пенсионный орган обязывает ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» производить начисление страховых взносов за своих работников, в частности санитаров по дополнительному тарифу, а с другой стороны - при обращении Репиной Т.Ю. с заявлением о назначении пенсии не включает ей в льготный стаж периоды работы в ТОГБУЗ «Патолого-анатомическое бюро» в качестве санитарки.
В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями представителя третьего лица и платежными поручениями, что по результатам выездной проверки пенсионного фонда и принятого им решения, работодателем истца были доначислены и уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу в добровольном порядке.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведений персонифицированного учета с указанием на льготный характер работы, при наличии в деле совокупности доказательств, свидетельствующих о выполнении истцом в спорный период работы, предусмотренной Списком N 2, не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые изначально не были уплачены полностью или в части дополнительные тарифы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, о чем также указано в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Репиной Т.Ю. о включении в специальный стаж периода работы с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро».
С учетом рассмотренных периодов работы у истца на 17.12.2018г., когда Репина Т.Ю. достигла возраста 50 лет, имеется необходимый стаж для назначения пенсии, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Пенсия Репиной Т.Ю., с учетом положений ст.22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», должна быть назначена с 17.12.2018г., как того просила истец в судебном заседании.
Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что истец понес судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., за составление искового заявления в сумме 5000 руб., что подтверждается чеком-ордером от 23.01.2019г., квитанцией-договором *** от 09.01.2019г., и которые суд, учитывая требования разумности и справедливости, сложность дела, характер оказанных юридических услуг, признает необходимыми и подлежащими возмещению в сумме 3300 рублей, в том числе расходы по оплате госпошлины 300 руб., расходы за составление искового заявления 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Репиной Т.Ю. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области включить Репиной Т.Ю. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
- с 01.07.1994г. по 31.12.1997г. - в должности санитарки в патологоанатомическом отделении Территориального медицинского объединения № 2 г.Тамбова (с 12.07.1994г. - ТМО № 2 Больница им.Архиепископа Луки, с 28.12.2011г. - ТОГБУЗ «Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки города Тамбова»);
- с 01.01.2011г. по 10.07.2018г. - в должности санитарки отделения общей патологии ТОГБУЗ «Патолого - анатомическое бюро».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначить Репиной Т.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 17.12.2018 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** и *** в пользу Репиной Т.Ю. судебные расходы в сумме 3300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись С.Л.Сорокина
Мотивированное решение составлено 31.03.2019 года.
Судья: подпись С.Л.Сорокина