Мировой судья судебного участка №22
Киквидзенского судебного района Корнилова Н.В.
Дело № 2-22-1952/2021
УИД 34MS0026-01-2021-002297-58
Дело № 11-1/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ст. Преображенская 10 марта 2022 года
Киквидзенский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Поддубного А.В., единолично,
с участием ответчика Фролова П.П.,
при секретаре судебного заседания Комаровой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Ситиматик – Волгоград» к Фролову Павлу Петровичу, Фроловой Валентине Алексеевне и Фролову Ивану Павловичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени,
по апелляционной жалобе Фролова П.П. и Фроловой В.А. на решение мирового судьи судебного участка № Киквидзенского судебного района от 25 ноября 2021 года, которым постановлено:
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик –Волгоград» к Фролову Павлу Петровичу, Фроловой Валентине Алексеевне, Фролову Ивану Павловичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени - удовлетворить частично. Взыскать солидарно с Фролова Павла Петровича, Фроловой Валентины Алексеевны в пользу ООО «Ситиматик-Волгоград» задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> за период с мая 2019 года по декабрь 2020 года включительно, в размере: основной долг 5233, 86 рублей, пени за несвоевременную оплату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 72,63 рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек, а всего 5306 рублей 70 копеек, отказав в удовлетворении исковых требований к Фролову Ивану Павловичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени.
установил:
ООО «Ситиматик – Волгоград» обратилось в суд с иском к Фролову П.П. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении, расположенном по адресу: Центральная ул., <адрес>, за период с мая 2019 года по декабрь 2020 года включительно, в размере 5233,86 рублей, пени за несвоевременную оплату по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 72,63 рубля, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Фролов И.П. и Фролова В.А.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Фролов П.П. и Фролова В.А. просят указанное решение суда отменить в части взыскания с Фролова П.П. и Фроловой В.А. задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению ТКО.
В судебное заседание ответчики Фролова В.А. и Фролов И.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Фролов П.П. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просит решение отменить, в иске отказать, т.к. истцом услуга по вывозу ТКО не осуществляется. В <адрес> отсутствуют площадки для сбора отходов.
Представитель истца ООО «Ситиматик – Волгоград» в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело без участия представителя. В связи с отсутствием нарушений норм материального и процессуального права просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица - глава администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района <адрес> Т.Н.Коробкова в судебное заседание не явилась, о дне, времени, месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, предоставила возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Принимая во внимание заявления сторон, исследовав доводы, представленные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Судом первой инстанции установлено, что ООО «Управление отходами-Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ заключило соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> на территории <адрес> (далее - Соглашение). Согласно данному соглашению ООО «Управление отходами-Волгоград» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения установлено, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории <адрес> в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория <адрес>.
Пунктом 2.1.8 определен срок начала деятельности - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Управление отходами –Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ завершило процедуру переименования организации. Новое название компании – ООО «Ситиматик-Волгоград». Сведения о переименовании компании внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ООО «Ситиматик-Волгоград» является исполнителем коммунальной услуги на территории <адрес>.
Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Фролов П.П. является собственником домовладения расположенного по <адрес>, ответчики Фролов П.П. и Фролова В.А. оплату жилищно-коммунальных услуг не производят, в связи с чем за период с мая 2019 года по декабрь 2020 года включительно образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, которую ответчики обязаны погасить.
Согласно ответу администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района <адрес> на территории Завязенского сельского поселения, в том числе в <адрес> накопление (прием) ТКО осуществляется бестарным способом, состоит в сборе мусоровозным транспортом непосредственно от населения без использования контейнерных площадок и каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
Согласно справке администрации Завязенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области от 22 октября 2021 года по <адрес> с мая 2019 года по настоящее время проживают Фролов П.П. и Фролова В.А. Поскольку ответчик Фролов И.П. в спорный период времени проживающим не значится, суд первой инстанции с учетом данного обстоятельства, произвел расчет задолженности на Фролова П.П. и Фроловой В.А., отказав в удовлетворении требований к Фролову И.П., в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дал правильную оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Так правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ).
С 1 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Нововведения направлены на совершенствование системы регулирования в области обращения с отходами, повышение уровня экологической безопасности, внедрение института регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами и осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1, п. 2). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 года №897).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232).
Пункт 148(36) Правил определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Далее Закон «Об отходах производства и потребления») устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников (нанимателей) жилого помещения.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами».
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156).
Правила обращения с ТКО, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 Правил № 1156, установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичная обязанность по заключению договора с региональным оператором возложена частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ на собственников жилых домов.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Ввиду того, что данный договор является публичным (статья 426 ГК РФ) и в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 мая 2019 года (п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для отказа в удовлетворения исковых требований ООО Ситиматик –Волгоград» не имеется, поскольку установлено, что ответчики Фролов П.П. и Фролова В.А. действительно в спорный период не исполняли обязанности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в указанный период времени ответчики услугами регионального оператора не пользовались ввиду отсутствия на территории <адрес> оборудованных площадок для сбора мусора и мусорных контейнеров не имеет правового значения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, оспаривающие выводы, изложенные мировым судьёй в решении, являются несостоятельными, поскольку все заслуживающие внимания обстоятельства при решении спорных вопросов были учтены и им была дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки этих обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что мировой судья вынес решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также правильно определил фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения гражданского дела по существу. Выводы мирового судьи являются обоснованными и основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, полно, всесторонне, объективно и подтверждаются материалами дела.
Вместе с тем, судом первой инстанции допущена ошибка в исчислении окончательной суммы взыскания, которая при вынесении настоящего определения подлежит изменению.
На основании изложенного, оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд апелляционной инстанции полагает решение мирового судьи изменить в части взыскания окончательной суммы с ответчиков, взыскав 5706 рублей 49 копеек, в остальной части решение мирового судьи судебного участка №22 Киквидзенского судебного района Волгоградской области от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчиков - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд,
определил:
Решение мирового судьи судебного участка №22 Киквидзенского судебного района Волгоградской области от 25 ноября 2021 года по иску ООО «Ситиматик – Волгоград» к Фролову Павлу Петровичу, Фроловой Валентине Алексеевне, Фролову Ивану Павловичу о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени изменить в части взыскания окончательной суммы, взыскав с Фролова Павла Петровича и Фроловой Валентины Алексеевны 5706 рублей 49 копеек, в остальной части решение мирового судьи судебного участка № Киквидзенского судебного района <адрес> от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фролова Павла Петровича и Фроловой Валентины Алексеевны - без удовлетворения.
Судья Поддубный А.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 марта 2022 года.
Судья Поддубный А.В.