Подлинник данного решения приобщен к гражданскому делу № 2-1024/2022
Альметьевского городского суда Республики Татарстан
УИД 16RS0036-01-2022-001446-48
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2022г. г.АльметьевскРТ дело №2-1024/2022
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи Хабибуллиной Р.А.,
при секретаре Гиззатуллиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Валиевой к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ о признании права собственности на земельный участок, указывая, что 31.05.1997г. она в садовом обществе «Коммунальник» получила земельный участок № площадью 1000 кв.м., в декабре 2021г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность бесплатно, заявление было возвращено без рассмотрения.
Просит признать за ней право собственности на земельный участок № площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: РТ, г.Альметьевск, СНТ «Коммунальник». (л.д.29-32)
В судебном заседании Валиева Г.И. иск поддержала.
Представитель ответчика - исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, Коронова С.В. иск не признала, указывая, что истцом не доказано, что она является членом СНТ «Коммунальник», который поставлен на учет в налоговом органе 09.06.2012г., или членом СО «Коммунальник», а также отсутствуют данные о правопреемстве между последними. Считает, что право собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности, такие участки приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Представитель третьего лица СНТ «Коммунальник» на рассмотрение дела не явился, отзыв на иск не представил.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2.7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
На основании пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В силу пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Из приведенных норм закона следует, что правом на бесплатное получение в собственность земельного участка имеют лица, являющиеся членами СНТ, в пользовании которых находится участок, образованный из участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства СНТ либо иной организации, при которой было создано или организовано СНТ.
Из материалов дела следует, что с 1997г. Валиева Г.И. является членом садоводческого товарищества "Коммнульник", ей предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок №, площадью 10 соток, находящийся в СНТ "Коммнульник", что подтверждается членской книжкой садовода, списком СНТ "Коммнульник".
Постановлением администрации Альметьевского района и города Альметьевска от 20.04.1998г. № садоводческому обществу «Коммунальник» предоставлен земельный участок общей площадью 50 га, из них в собственность бесплатно 30,64 га, в коллективно долевую собственность 19,36га. (л.д 12).
05.10.2021г. Валиева Г.И. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка №, площадью 10 соток, находящегося в СНТ "Коммнульник" в собственность бесплатно.
15.10.2021г. заявление возвращено без рассмотрения с указанием, что в заявлении отсутствует подпись заявителя, кроме того, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, заявителю не отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Поскольку судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, отсутствие обращения в уполномоченный орган по вопросу предоставления земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном пунктом 2.7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено только на те земельные участки, которые находятся в частной собственности, при условии, что лицо владеет таким участком с соблюдением предусмотренных пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, а также на бесхозяйное имущество.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Спорный земельный участок на кадастровом учете не состоит, не сформирован, не идентифицирован и не выделен в установленном законом порядке в целях оформления земельно-правовых отношений, в связи с чем не может являться объектом земельно-правовых отношений.
Назначению по делу землеустроительной экспертизы или самостоятельному межеванию земельного участка в целях определения координат земельного участка истец в ходе рассмотрения дела возражала.
Кроме того, истец пояснила, что она в 2001г. выехала из <адрес> на постоянное место жительства в другой населенный пункт, с указанного времени земельным участком не пользуется, последний зарос бурьяном, то есть владение земельном участком осуществлялось с 1997г. по 2001г.
При таком положении, оснований для признания за ответчиком права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности также не имеется.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Валиевой к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Альметьевскийгорсуд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Хабибуллина Р.А.
Копия верна.
Судья АльметьевскогогорсудаРТ: Р.А. Хабибуллина
Решение вступило в законную силу « »_____________________2022г.
Судья: