Дело № 2 -1452/2020
32RS0027-01-2020-000232-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Шишовой А.А..,
с участием истца Стручкова А.А., представителя ответчика Брянской городской администрации Паниполяк В.Д., представителя третьего лица Комитета по делам молодежи, материнства и детства Брянской городской администрации Прусаковой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стручкова Александра Александровича к Брянской городской администрации о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Стручков А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения истец не обеспечен. Ссылаясь на требования Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец с учетом уточнения иска просит суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилья, на территории г.Брянска.
Истец Стручков А.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Паниполяк В.Д. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что в случае удовлетворения иска будут нарушены права иных лиц, состоящих в очереди перед стручковым А.А., право на получение истцом жилого помещения не оспаривала.
Представитель Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации по доверенности Прусакова С.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы представителя ответчика.
В судебное заседание представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В материалы дела представлен письменный отзыв на иск, в котором представитель Департамента просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся бз попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, Стручков А.А. состоит под номером 719, с датой постановки от 24.01.2014 г. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений для отдельных групп из их числа о месту проживания (временного пребывания). На территории Брянской области сложилась очередность из указанной категории граждан, жилое помещение будет предоставлено Стручкову А.А. в порядке очереди, в связи с чем право истца не нарушено. В случае удовлетворения заявленных требований Стручкова А.А. будут нарушены права других детей-сирот, которые приобрели право на получение жилого помещения ранее, чем истец.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Стручков А.А., <дата> рождения, относится к числу лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать С.З. ограничена в родительских правах решением Фокинского районного суда г.Брянска от <дата>, отец – С.А. умер <дата>.
Постановлением Брянской городской администрации от 24.01.2014 года № 140-зп Стручков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно информации Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в настоящее время Стручков А.А. в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит под номером 719.
Стручков А.А. в собственности жилых помещений не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.03.2020 г. Управления Росреестра по Брянской области, сведениями из ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 06.03.2020 г.
В 2015 г. Стручков А.А. окончил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №...» г.Брянска. С октября 2017 года по октябрь 2018 года истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Стручков А.А. до настоящего времени жильем не обеспечен.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод представителей ответчика и третьих лиц о том, что удовлетворение исковых требований Стручкова А.А. о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 ГК РФ).
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Разрешая данный спор, суд исходит из того, что местом жительства истца является <адрес>, что не оспаривалось сторонами в суде.
Таким образом, Стручков А.А. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, а его местом жительства в настоящее время является город Брянск.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 № 124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В соответствии со ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Брянской области «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определен постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 г. № 58-П, в соответствии с которым муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит обоснованными требования Стручкова А.А. о возложении обязанностей на Брянскую городскую администрацию по предоставлению ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не менее установленной нормы предоставления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.