Дело №2-246/2023
УИД№22RS0055-01-2023-000280-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 22 июня 2023 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой М.С.,
при секретаре Бондарчук В.А.,
с участием прокурора Ростовцевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Троицкого района Алтайского края обратился в интересах А.. в Троицкий районный суд Алтайского края с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению А. по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации. В ходе проверки установлено, что А. является инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации инвалида №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано техническое средство реабилитации – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Заявление о предоставление указанного технического средства подано в филиал № Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени А. не обеспечен данными техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой район в адрес управляющего отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием обеспечения А. техническими средствами реабилитации. Между тем, согласно информации отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю причина не предоставления технического средства реабилитации – не завершение процедуры отбора поставщика.
Указанным нарушением А. причинены нравственные страдания, факт причинения которых в результате противоправного бездействия должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подтверждается характером заболевания А., наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
При таком положении, учитывая, что А. имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации и в ходе проверки выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер для его реализации со стороны уполномоченных на это должностных лиц, прокурором принято решение обратиться с исковым заявлением в суд в его интересах.
На основании вышеизложенного истец просил признать незаконным бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. техническим средством реабилитации – специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. техническое средство реабилитации – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. Решение суда в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Ростовцева Я.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Межевалова Е.В. возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В дальнейшем по письменному ходатайству представителя ответчика дело рассмотрено в его отсутствие.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление представитель ответчика обращает внимание, что с учетом предусмотренного законодательством механизма реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации в пределах срока, предусмотренного п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Правила) неоднократно совершались мероприятия, необходимые в силу закона для размещения извещения о закупке технического средства реабилитации. Так были приняты меры, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ, а именно размещено извещение о проведении электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № на поставку для инвалидов специальных устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от поставщиков на участие.
Также для проведения начала процедуры отбора поставщика с целью определения НМЦК и формирования извещения о проведении закупки технического средства реабилитации, необходимого А., в срок, предусмотренный п.5 Правил в единой информационной системе в сфере закупок размещены запросы о предоставлении ценовой информации на постановку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах, а именно № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом поступившей ценовой информации, а также поступивших бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ год размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку инвалидам специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако по причине не поступления заявок от поставщиков на участие в аукционе был признан не состоявшимся.
ДД.ММ.ГГГГ вновь размещен запрос ценовой информации №, по которому срок предоставления информации – ДД.ММ.ГГГГ. Указанный запрос оставлен потенциальными поставщиками без ответа.
Повторно отделением Фонда были размещены ценовые запросы ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, по которым также не поступила ценовая информация. Таким образом, в настоящее время не отобран поставщик на поставку специальных устройств для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Указанные факты, по мнению представителя ответчика, свидетельствует об отсутствии какого-либо бездействия при обеспечении истца техническим средством реабилитации. Кроме того, представитель ответчика выражает несогласие с требованием прокурора о взыскании с ответчика в пользу А. морального вреда в размере 10 000 рублей, поскольку в настоящем случае отсутствует обязательное условие для взыскания морального вреда, а именно виновность отделения Фонда, поскольку направление не было выдано А. по причинам объективного характера, не зависящим от действий отделения Фонда (отсутствие потенциальных поставщиков, имеющих желание продать нужный товар, а также отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить). При этом исковое заявление и материалы дела не содержат каких-либо указаний на обстоятельства причинения вреда истцу, а также того какой вред был причинен, в каком размере, не приведены доказательства причинения вреда, не указана степень вины ответчика. Также представитель ответчика выражает несогласие с требованием искового заявления об обращении решения суда к немедленному исполнению, полагает данное требование незаконным и необоснованным.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Абзацем 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, изданным во исполнение указанной нормы, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 5 указанных Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида.
Уполномоченный орган рассматривает заявление в 5-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Из приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из анализа приведенных норм права следует, что реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.
Как установлено в судебном заседании А. является инвалидом.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида №ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано техническое средство реабилитации – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Заявление о предоставление указанного технического средства подано в филиал № Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени А. не обеспечен данными техническими средствами реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой район в адрес управляющего отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием обеспечения А. техническими средствами реабилитации. Между тем, согласно информации отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю причина не предоставления технического средства реабилитации – не завершение процедуры отбора поставщика.
Право А. на получение технических средств реабилитации ответчиком не оспаривается.
А., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, которое предоставлено инвалиду законом и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права и законные интересы инвалида.
Суд учитывает гарантированные государством конституционные права инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Несвоевременное обеспечение ответчиком А. средствами реабилитации лишает последнего возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
С учетом изложенного суд находит обоснованными и подлежащим удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению А. техническим средством реабилитации – специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Поскольку до настоящего времени в течение продолжительного периода времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ А. в нарушение срока установленного п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № своевременно не обеспечен вышеуказанным техническим средством реабилитации, кроме того, Государственным учреждением – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю не были предприняты меры для своевременного размещения извещения о проведении закупки и заключения контракта на поставку вышеуказанного индивидуального средства реабилитации, необходимого для А., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие должностных лиц Государственного учреждения – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы инвалида А.
Ссылки ответчика на отсутствие оснований для признаний бездействия Фонда по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, мотивированные не предоставлением технических средств реабилитации по объективным, не зависящим от фонда, причинам, подлежат отклонению, поскольку право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в отзыве, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям им Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Доводы ответчика о том, что своевременное не обеспечение инвалида средством реабилитации связано с недостаточностью денежных средств, выделенных Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, необходимостью соблюдения конкурсной процедуры отбора поставщика данного технического средства реабилитации, большого количества заявок, на обеспечение различными средствами технической реабилитации поступивших в Фонд, необходимостью соблюдения очередности предоставления технических средств реабилитации, не принимаются судом во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
При этом суд отмечает, что право А. на получение технических средств реабилитации ответчиком не оспаривается. В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требования искового заявления в части возложения на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю обязанности предоставить А. техническое средство реабилитации – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Факт нравственных страданий А. в результате противоправного бездействия должностных лиц отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд учитывает, что на основании части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага.
Также при определении правовой природы спорных отношений по реализации гражданами имущественных прав суд учитывает, что нарушение личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина может являться неотъемлемым последствием нарушения его имущественных прав. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В данном случает суд приходит к выводу, что сам факт необеспечения А. техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
При таких обстоятельствах, установив, что А. не был своевременно обеспечен ответчиком необходимыми ему техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что и есть охраняемые законом нематериальные блага, нарушенные ответчиком, приходит к выводу о том, что на Отделении фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Таким образом, оценивая установленные по делу обстоятельства, доводы истца о перенесенном нравственных страданиях А. суд, определяя размер компенсации морального вреда в силу ст.1101 ГК РФ, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, степень вины причинителя вреда, с учетом индивидуальных особенностей А., суд находит разумным и справедливым взыскание с ответчика в пользу А. компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, в связи с чем удовлетворяет исковые требования о компенсации морального вреда частично.
Также в исковом заявлении прокурором заявлено требование об обращении решения суда к немедленному исполнению.
При разрешении данного требования суд учитывает, что в силу части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно только по просьбе истца.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации обращение решения к немедленному исполнению является исключительной мерой, принятие которой допускается в особых обстоятельствах, при наличии неопровержимых доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения без его обращения к немедленному исполнению либо о причинении взыскателю значительного ущерба (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2015 № 310-КГ15-15837).
В исковом заявлении прокурором не приведены исключительные обстоятельства, вследствие наличия которых может замедлиться исполнение суда в установленный законом срок или исполнение решение суда может оказаться невозможным.
С учетом изложенного, а также с учетом позиции ответчика, фактически не оспаривающего наличие у него обязанности предоставить А. техническое средство реабилитации, суд не усматривает необходимости немедленного исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Троицкого района Алтайского края в интересах А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения техническим средством реабилитации – специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанность предоставить А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. техническое средство реабилитации – специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Белозерцева
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2023