Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-972/2023 ~ М-746/2023 от 13.07.2023

Копия

Дело № 2-972/2023

32RS0008-01-2023-000960-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дятьково 21 сентября 2023 г.

Дятьковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Румянцевой Н.А.

при секретаре Симаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Дятьковского района Брянской области к межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Дятьковского района Брянской области обратилась с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что 28.04.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области на основании исполнительного листа, выданного по решению Дятьковского городского суда Брянской области о возложении на администрацию Дятьковского района обязанности предоставить Тишковой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в административно-территориальных границах Дятьковского района Брянской области, возбуждено исполнительное производство № 12468/22/32033-ИП.

Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику был установлен пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Определением Дятьковского городского суда Брянской области от 20 мая 2022 года администрации Дятьковского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 мая 2023 года.

Поскольку требования исполнительного документа в установленный срок не исполнены, 07.07.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области вынесено постановление о взыскании с администрации Дятьковского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Поскольку контрактная система закупок, процедура оформления жилых помещений в собственность, размер лимитов субвенции, перечисляемой ежегодно на исполнение государственных полномочий, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины администрации Дятьковского района в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, в настоящее время ведется строительство многоквартирных жилых домов, в которых планируется приобретение квартир, истец просил суд освободить его от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 07.07.2023.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Тишкова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Решением Дятьковского городского суда Брянской области от 23.11.2021 на администрацию Дятьковского района Брянской области возложена обязанность предоставить Тишковой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в административно-территориальных границах муниципального образования «Дятьковский муниципальный район.

На основании исполнительного листа, выданного по данному решению суда, 28.04.2022 ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

Определением Дятьковского городского суда Брянской области от 20 мая 2022 года отсрочено исполнение решения Дятьковского городского суда Брянской области от 23 ноября 2021 года по гражданскому делу № 2-951/2021 по исковому заявлению прокурора г. Дятьково Брянской области в защиту прав и законных интересов Тишковой В.В. к администрации Дятьковского района об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда до 01 мая 2023 года.

Определением Дятьковского городского суда Брянской области от 10 июля 2023 года отсрочено исполнение решения Дятьковского городского суда Брянской области до 31 декабря 2023 года.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области от 07.07.2023 с администрации Дятьковского района Брянской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Решение суда до настоящего времени не исполнено.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В силу п. 7 названной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По своей правовой природе исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, в связи с чем, должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. (п. 1).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.    Согласно разъяснениям, данным в п. 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Брянской области, урегулированы Законом Брянской области от 29.12.2012 № 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".

Формирование муниципального специализированного жилищного фонда органами местного самоуправления осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, что предполагает соблюдение муниципальным заказчиком процедур, установленных данным законом.

Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года N 58-п утвержден порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений разработан в целях определения порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Предоставление субвенций, имеющих целевое назначение, из бюджета Брянской области бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Брянской области осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Брянской области, источником финансового обеспечения которых являются данные субвенции, через счета муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Брянской области, открытые в территориальных отделах управления Федерального казначейства по Брянской области.

Средства субвенций направляются на оплату расходов, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.

Расходы, связанные с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, могут осуществляться путем приобретения жилых помещений и строительства жилых помещений (с учетом всех затрат, включенных в сводно-сметный расчет стоимости строительства).

Строительство жилых помещений для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии со всеми требованиями градостроительного законодательства Российской Федерации.

На территории г. Дятьково на основании разрешения на строительство, выданного 17.10.2022, ведется строительство трех девятиквартирных жилых домов, где планируется приобретение квартир лицам, относящимся к категории детей-сирот. Один трехэтажный девятиквартирный дом возведен, срок сдачи его в эксплуатацию – 2023 год.

Объем субвенции на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в бюджете Дятьковского района на 2023 год составил 23 256 684 рубля.

В 2023 году на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок объявлено о проведении закупки (в форме аукциона) жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, в связи с отсутствием свободного жилого помещения, которое могло быть предоставлено Тишковой В.А. по договору найма специализированного жилого помещения, необходимостью соблюдения требующего временных затрат порядка, установленного Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для приобретения соответствующего жилого помещения, ограниченным бюджетным финансированием, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в указанный судебным приставом-исполнителем срок, что послужило основанием предоставления ему отсрочки исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Дятьковского района Брянской области к межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Дятьковского района Брянской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области от 07 июля 2023 года по исполнительному производству -ИП от 28 апреля 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.

Мотивированное решение составлено 29 сентября 2023 года.

Председательствующий             /подпись/              Н.А. Румянцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-972/2023 ~ М-746/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Дятьковского района
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Брянской области
Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Брянской области
Другие
Тишкова Виктория Андреевна
Суд
Дятьковский городской суд Брянской области
Судья
Румянцева Наталия Александровна
Дело на странице суда
diatkovsky--brj.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.01.2024Дело оформлено
04.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее