Дело № 12-27/2023
Решение
г. Звенигово 07 февраля 2023 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Задерия А. С., на постановление №043 от 09 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 № 043 от 09 ноября 2022 года Задерия А.С. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Задерия А.С. обратился с жалобой в Звениговский районный суд Республики Марий Эл, в которой указал, что оно вынесено незаконно, поскольку доказательств того, что он организовывал стоянку транспортного средства на территории национального парка в материалах дела нет, в связи с чем просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Подробное обоснование доводов заявителем приведено в письменной жалобе.
В судебное заседание Задерия А.С., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2 пояснил, что 20 июня 2022 года около и внутри автомобиля марки «<.....>, он никого не видел, просто сфотографировал на свой мобильный телефон автомобиль. Какое-либо установление фактического пользователя автомобиля в указанное время ФИО2 не проводилось.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав участвующее в судебном заседании лицо, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из постановления по делу об административном правонарушении № 043 от 09 ноября 2022 года следует, что Задерия А.С. привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за то, что он 20 июня 2022 года в 20 часов 37 минут на территории парка, в квартале 67 выдел 23 Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» без разрешительных документов на особо охраняемой природной территории федерального значения организовал стоянку механизированного транспортного средства автомашины марки «<.....>.
Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела об административном правонарушении, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 марта 2018 года № 91 утверждено Положение о национальном парке «Марий Чодра».
Согласно пп. 24 п. 9, п. 19 указанного Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, кроме случаев, связанных с функционированием национального парка. Ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п.22 данного положения, на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ следует, что пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 18 октября 2022 года, составленного старшим государственным инспектором ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО3, 20 июня 2020 года в 20 часов 37 минут на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», в квартале 67 выдел 23 Яльчинского участкового лесничества на особо охраняемой природной территории федерального значения Задерия А.С. организовал стоянку автомашины марки «<.....>, чем нарушила п.п. «ж» п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, п.п. 24 п. 9 раздел III Положения о национальном парке «Марий Чодра», утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 марта 2018 года № 91. Данное правонарушение зафиксировано фотосъемкой с помощью смартфона.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно части 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно определению старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №№ от 20 июня 2022 года следует, что лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ, не установлено.
Таким образом, не установлено объективных обстоятельств, подтверждающих вину Задерия А.С. в организации стоянки транспортного средства на территории национального парка, с учетом того, что на фотоматериалах зафиксирован факт нахождения на особо охраняемой природной территории только автомобиля, а не Задерия А.С., что само по себе не позволяет установить причастность последнего к совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Кроме того, сам Задерия А.С. не указывает на свою причастность к размещению автомобиля на особо охраняемой природной территории.
По изложенным основаниям обжалуемое постановление в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1 № 043 от 09 ноября 2022 года, вынесенное в отношении Задерия А. С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Задерия А. С. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов