Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-654/2023 (3а-2944/2022;) ~ М-2274/2022 от 21.12.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Скажутиной М.В.

с участием представителя административного истца по доверенности Рогаткова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-654/2023 по административному исковому заявлению Овсянникова Александра Ивановича о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

Овсянников А.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 2724 нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что включенное в Перечень на 2022 год принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку использовалось и используется истцом для хранения принадлежащей ему мебели. Актом осмотра нежилого помещения от 05.10.2022 года, установлено, что нежилое помещение используется для размещения офисной мебели, что не тождественно использованию под офис. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Рогатков М.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что по акту осмотра, выполненному ГБУ СО «ЦРР» от 05.10.2022 года, более 20% нежилого помещения используется под офисы и размещение офисной мебели.

Заинтересованное лицо- Межрайонная ИФНС № 18 по Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

Администрация г.о. Самара, ГБУ СО «Центр размещения рекламы», привлеченные по делу в качестве заинтересованных лиц, не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, свидетеля, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 22 октября 2021 года № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в пункт 2724 Перечня на 2022 год.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Овсянникову А.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 170,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

По сведениям технического паспорта, выполненного Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 27.08.2007 года, в нежилом помещении на площади 170,9 кв. м расположены коридоры, кабинет, санузлы.

Наименование «кабинет» не тождественно наименованию «офис», остальные помещения имеют вспомогательное назначение.

Нежилое помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером

Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями.

Согласно акта осмотра, выполненного сотрудниками ГБУ СО «ЦРР» от 5.10.2022 года, в нежилом помещении с кадастровым номером располагаются склады общей площадью 74,9 кв. м, помещение для размещения офисной мебели площадью 49 кв. м, санузел площадью 8,3 кв. м, коридор площадью 33 кв. м.

Из этого акта и приложенных к нему фотографий не следует, что в помещении расположены офисы, а помещение для размещения офисной мебели не свидетельствует о том, что в нем располагаются офисные, деловые, коммерческие объекты.

Судом в качестве свидетеля допрошен Садыков Д.И., который показал, что он участвовал в осмотре помещения, при проведении которого не видел сотрудников, посетителей в помещении, отсутствовала вывеска на входе в помещение, в помещении для размещения мебели отсутствовала огтехника, документы, а также другие признаки, подтверждающие использование помещения под офис.

Доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилого помещения в качестве объектов офисного, делового, коммерческого назначения, в качестве торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на дату утверждения оспариваемого Перечня суду не предоставлено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером ни по предназначению в соответствии с документами ЕГРН и технического учета, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по фактическому использованию не соответствует критериям его включения в Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Овсянникова Александра Ивановича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 2724 нежилого помещения с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2023 года.

3а-654/2023 (3а-2944/2022;) ~ М-2274/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овсянников А.И.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Владимирова М.В.
ГБУ СО «Центр размещения рекламы
Администрация городского округа Самара
Межрайонная ИФНС № 18 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация административного искового заявления
21.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.04.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее