Судья Горюнова М.С. дело № 21-109/2022
(№ дела суда первой инстанции 12-104/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
20 октября 2022 года город Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Бзегежева Н.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – мастера участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 № от 06.04.2022 мастер участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.07.2022 постановление заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 № от 06.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - мастера участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» ФИО1 отменено. Дело об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - мастера участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» Севостьянова И.В. возвращено на новое рассмотрение заместителю руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Адыгея, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3 просит об отмене решения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея. Считает, что документы для истребования которых настоящее дело судом направлено на новое рассмотрение не имеют отношения к рассматриваемому делу. Полагает, что установка оборудования, указанного в выявленных нарушениях, предусматривается при монтаже козлового крана в соответствии с руководством по эксплуатации, соответственно, именно АО «Агростромсервис» как организация, осуществляющая монтаж козлового крана в соответствии с руководством по эксплуатации, должна была устанавливать соответствующие приборы. Обращает внимание суда на то, что документы подтверждающие выполнение работ по монтажу подкрановых путей, истребуемые заявителем из Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Краснодаравтодор», ООО «СтройЮгРегион», не имеют отношения к рассматриваемому спору. Указывает, что судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея не учтены иные судебные акты, которыми АО «Агростромсервис» и начальник участка по ремонту и монтажу ГПМ АО «Агростромсервис» ФИО5 привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в жалобе содержится просьба о восстановлении срока на обжалование решения суда от 25.07.2022, со ссылкой на позднее получение оспариваемого судебного акта.
Представители Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебном заседании настаивали на доводах жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея.
В судебном заседании в Верховном суде Республики Адыгея Севостьянов И.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимал.
Защитник Севостьянова И.В. по доверенности ФИО9 в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья Верховного суда Республики Адыгея приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решение судьи от 25.07.2022 получено Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 16.08.2022, жалоба указанного административного органа на решение судьи подана в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея 23.08.2022 (л.д. 14).
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
С учетом вышеизложенного, срок на обжалование решения судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.07.2022 не пропущен, в связи с чем вопрос о восстановлении срока на обжалование не подлежит разрешению. Жалоба подлежит рассмотрению.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Федеральный закон № 116-ФЗ от 21.07.1997 промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997).
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Как следует из материалов дела, Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с приказами Управления от 08.04.2021 № от 07.05.2021 № № от 21.05.2021 № № от 04.06.2021 № №, от 18.06.2021 № № проводилось расследование причин аварии козлового крана № заводской № ООО «СтройЮгРегион», произошедшей 07.04.2021 в 11 часов 20 минут на строительной площадке объекта: <адрес>
АО «Агростромсервис» (ИНН №) на основании договора подряда от 18.05.2020 № с ООО «СтройЮгРегион» производил монтаж козлового крана № зав. № на объекте строительства: <адрес> согласно которому АО «Агростромсервис», являясь исполнителем, обязалось выполнить следующие работы: произвести демонтаж крана козлового электрического № заводской № (далее Оборудование); принять участие в проведении технического диагностирования оборудования, дать акт о готовности оборудования к демонтажу для проведения технического диагностирования в период с 26.05.2020 по 02.06.2020; разработать ППР на демонтаж и монтаж оборудования; произвести демонтаж рельсового пути 60 (Шестьдесят) погонных метров; выполнить доставку оборудования на объект заказчика по адресу: <адрес>, строительная площадка ООО «СтройЮгРегион»; произвести монтаж и пусконаладочные работы оборудования на объекте Заказчика, а ООО «СтройЮгРегион», являясь заказчиком, обязалось создать исполнителю условия для выполнения работ, принять результат работ и оплатить их стоимость.
23.10.2020 АО «Агростромсервис» приняло от ООО «СтройЮгРегион» монтажный участок (длиной <данные изъяты> - часть подкрановой эстакады (выполненной ООО «СтройЮгРегион»), что подтверждается Актом сдачи- приемки кранового пути под монтаж крана № от 23.10.2020. Проект подкрановой эстакады № разработан АО «Трансмост».
Согласно пункту 2.3.1 Договора подряда для производства монтажа крана заказчик обязан обеспечить к моменту прибытия специалистов исполнителя площадку для производства работ, то есть осуществить монтаж подкрановых путей.
Работы по монтажу подкрановых путей выполнялись заказчиком (ООО «СтройЮгРегион»), что подтверждается Актами освидетельствования скрытых работ № № от 12.10.2020, № № от 14.10.2020, № № от 16.10.2020, № № от 21.10.2020, № от 22.10.2020.
22.10.2020 работы по строительству всех подкрановых путей сданы ООО «СтройЮгРегион», а ГКУ КК «Краснодаравтодор» указанные работы приняты и оплачены в полном объеме.
Таким образом, строительство всего подкранового рельсового пути (в том числе монтажного участка) осуществляло ООО «СтройЮгРегион», и было принято и оплачено ГКУ КК «Краснодаравтодор». 23.10.2020 (для производства монтажных работ) принят монтажный участок (48 м), что подтверждается Актом сдачи-приемки кранового пути под монтаж крана № от 23.10.2020.
Указанный участок (48 м) достаточен для монтажа крана, что подтверждается листом 5 Руководства по эксплуатации КК 02-50.009.00 РЭ.
В указанном Акте сдачи-приемки кранового пути под монтаж крана № от 23.10.2020 зафиксировано наличие тупиковых упоров и отключающих линеек. Наличие тупиковых упоров подтверждено также работниками ООО «СтройЮгРегион».
26.10.2020 АО «Агростромсервис» приняло в монтаж кран от ООО «СтройЮгРегион», что подтверждается Актом сдачи-приемки подъемного сооружения в монтаж № от 26.10.2020, согласно которому техническое состояние оборудования крана находится в удовлетворительном состоянии и готово к началу производства работ по монтажу и последующему ремонту.
05.11.2020 для последующего проведения работ по покраске металлоконструкций и узлов крана АО «Агростромсервис» передало кран ООО «СтройЮгРегион», что подтверждается Актом приема-передачи ПС в покраску от 05.11.2020.
По состоянию на 07.04.2021 акт монтажа козлового крана № зав. № не оформлен, в рамках монтажных работ сотрудниками АО «Агростромсервис» планировалось выполнение пуско- наладочных работ.
Усмотрев в действиях мастера участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» Севостьянова И.В. признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 06.04.2022 вынесено постановление № о привлечении Севостьянова И.В. к ответственности по названной статье и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы Севостьянова И.В. на указанное постановление проверил дело в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришел к обоснованному выводу, что должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, а именно при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом указанные выше обстоятельства не проверены, не истребованы у ГКУ КК «Краснодаравтодор», ООО «СтройЮгРегион» документы, подтверждающие выполнение работ по монтажу всего подкранового пути (в том числе монтажного участка), что не позволило выяснить все обстоятельства произошедшего события, а также установить причинно-следственную связь между действиями виновных лиц и наступившими последствиями.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
По состоянию на 07.04.2021 акт монтажа козлового крана № зав. № не оформлен. Доказательств допуска ФИО10 к исполнению производственных заданий 07.04.2021 на козловом кране № зав. №, не представлено.
Материалы дела об административном правонарушении, представленные в суд также не содержат сведений о том, какой пункт должностной инструкции нарушен мастером участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» Севостьяновым И.В., входило ли в его должностные обязанности обеспечение требований промышленной безопасности на конкретном объекте при обстоятельствах произошедшего.
Возвращая дело об административном правонарушении на новое рассмотрение заместителю руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, судья районного суда указал на необходимость устранения имеющихся противоречий и недостатков.
Все выводы должным образом мотивированы, оснований не согласиться с ними судья Верховного суда Республики Адыгея не усматривает.
В данном случае судьей Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея нарушений процессуальных требований при пересмотре дела об административном правонарушении допущено не было, в связи с чем оснований для отмены указанного решения судьи не имеется.
Приведенные заявителем в жалобе доводы о фактических обстоятельствах правонарушения, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку при рассмотрении настоящей жалобы предметом проверки является законность и обоснованность решения судьи районного суда о направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – мастера участка по ремонту ГПМ АО «Агростромсервис» ФИО1 оставить без изменения, жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева