Дело № 2-651/2022
УИД 42RS0020-01-2022-000739-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе
судьи Раймер К.Е.
при секретаре Толочковой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осинники 27.04.2022 года гражданское дело по иску Кривцова Владимира Кузьмича, Кривцовой Людмилы Аркадьевны к администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья, признании права на социальную выплату и предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Кривцов В.К., Кривцов Л.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Осинниковского городского округа, в котором с просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: Россия, <адрес>-Кузбасс, <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта « Капитальная», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; обязать администрацию Осинниковского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта «Капитальная»; обязать ответчика предоставить им социальную выплату для приобретения жилого помещения взамен ветхого, расположенного по адресу: РФ, <адрес>-Кузбасс, <адрес>, ставшего не пригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Свои требования мотивирует тем, что они являются собственниками и проживают в жилом доме по адресу: <адрес> с момента заключения брака с № года по настоящее время. Право собственности на жилой дом возникло к Кривцова В.К. на основании договора купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО5 удостоверен дубликат утерянного договора купли-продажи. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом получил учетный № в филиале № БТИ <адрес>. Брак между истцами заключен ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что дом находится на подработанной ОАО «Шахта Капитальная» территории, то подвергается усадке и разрушению из-за влияния шахтовой подработки. Проживать в жилом доме стало опасно для жизни и здоровья.
Технический паспорт на деревянный жилой дом по <адрес>, инвентарный №, от ДД.ММ.ГГГГ содержит техническое описание конструктивных элементов и определение физического износа дома в размере 65 %.
В фундаменте имеется массовое выкрашивание и просадка; наружные и внутренние стены - гниль, трещины в венцах, деформация сруба; перегородки - глубокие трещины в местах сопряжений, зазоры; чердачное перекрытие также имеет глубокие трещины в местах сопряжений, зазоры; крыша - ослабление закреплений, сколы; оконные проемы-щели, гниль, переплеты рассохлись; дверные проемы - перекос, неплотный притвор; печное отопление - выгорание кирпичей, трещины, что не позволяет пользоваться печью в целях безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Осинниковского городского округа истцам отказано во включению в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты.
При этом в ответе указано, что в соответствии с заключением СФ АО ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в категории 03 (опасная зона) - дома, находящееся в опасных зонах по выходу провалов, рекомендуются к сносу по критериям безопасности, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них.
Проживание в данном доме стало не безопасно, так как он стал разрушаться ввиду горных работ шахтовой подработки ОАО «Шахта «Капитальная».
Считают, позицию ответчика администрации Осинниковского городского округа необоснованной, незаконной и нарушающей их жилищные и Конституционные права. Считают, что имеют право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании истец Кривцова Л.А. на исковых требованиях с настаивала, просил удовлетворить. Пояснила, что спорный дом подарили сыну, т.к. в доме проживала свекровь, они за ней ухаживали.
В судебное заседание истец Кривцов В.К. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Кривцовой Л.А.-ФИО6, действующая на основании устного ходатайства поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. истцы купили дом в 1975 году после заключения брака и всю свою жизнь проживали в указанном доме. Иного жилья у истцов нет. Единственным основанием для отказа администрацией в предоставлении социальной выплате это то, что у Кривцова был дом по <адрес>, однако этот дом находился в зоне шахтовой подработки и был признан непригодным для проживания, 7 лет назад ФИО11 подарил его сыну.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Осинниковского городского округа ФИО7, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила отказать истцам в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица ФГБУ «ГУРШ» не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица Минэнерго России не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительство РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 976, внесены изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые действуют с 08.10.2016 г. и в соответствии с которыми в данные пункт введен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, такими основаниями, являются в том числе и рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из – за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Судом установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Кривцов В.К. на основании Дубликата Договора от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом ФИО5, ранее удостоверенный государственным нотариусом Осинниковской нотариальной конторы ФИО8ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного в реестре №, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в филиале БТИ № <адрес> за № (л.д.15), что также подтверждается справкой ГБУ 2Центр ГКО и ТИ Кузбасса» № от ДД.ММ.ГГГГ, в примечании которой указано: Сведения о наличии другого недвижимого имущества на территории <адрес> до января 1999, принадлежащего на праве собственности Кривцову В.К. отсутствуют (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ Кривцов В.К. и Григорьевская Л.А. заключили брак. После регистрации брака жене присвоена фамилия «Кривцова» (л.д.13).
Кривцова Л.А. и Кривцов В.К. зарегистрированы в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспортов (л.д. 10,13), адресными справками (л.д.76-77), копией домовой книги (л.д.32-46).
Согласно копии технического паспорта ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процент износа жилого дома по адресу: <адрес> составлял 65% (л.д.17-29).
ДД.ММ.ГГГГ Кривцовы обратились к Главе Осинниковского нотариального округа ФИО10 с заявлением о предоставлении социальной выплаты за подработанный шахтой аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.30).
Согласно ответа администрации Осинниковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на момент принятия решения о ликвидации ОАо «Шахты «Капитальная» в список ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО «Шахта «Капитальная» Кривцовы не были включены, исходя из чего, предоставление социальной выплаты не представляется возможным (л.д.31).
Кривцов В.К. и Кривцова Л.А. иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д.52-53, 86), что также подтверждается учетными данными ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» в отношении Кривцовой Л.А. (л.д.78).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ №/з от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу по критериям безопасности, в результате ведения горных работ шахты № и ОАО «Шахта «Капитальная», ввиду расположения в опасной зоне по выходу провалов, так как нахождение в таких зонах угрожает жизни и здоровью проживающих в них (л.д.59-74).
Истцы считают, что поскольку жилой дом, в котором они проживают, по адресу: <адрес>, непригоден для проживания в связи с подработкой горными работами ликвидированного ОАО «Шахта «Капитальная», то они имеют право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.
Суд считает доводы истцов в части предоставления указанной социальной выплаты обоснованными.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года (с изменениями и дополнениями), следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежат переселению из данного жилья.
Исходя из вышеизложенных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие одновременно следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахта «Капитальная», то есть на ДД.ММ.ГГГГ; отсутствие иного жилья.
Доводы представителя ответчика администрации Осинниковского городского округа о том, что Кривцов В.К. имел жилое помещение по адресу: <адрес>, однако распорядился им по своему усмотрению, суд находит несостоятельными, так из материалов дела усматривается, что жилой дом по адресу: <адрес> был приобретен Кривцовым В.К. лишь ДД.ММ.ГГГГ, на момент принятия решения о ликвидации шахты был нуждающимся в жилом помещении, поскольку не имел на праве собственности другое жилье. Таким образом имела место совокупность условий на дату принятия решения о ликвидации шахты.
В силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отсутствие регистрации в жилом помещении в случае доказанности факта проживания в нём на законных основаниях не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В данном случае право пользования домом по адресу: <адрес> у Кривцовых возникло до признания дома непригодным для проживания и формирования списков, до настоящего времени социальные выплаты им предоставлены не были, другого жилого помещения в собственности или пользовании не имеют. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования истцов о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах. С учётом указанных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истцам должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Кривцова Владимира Кузьмича, Кривцовой Людмилы Аркадьевны, удовлетворить.
Признать за Кривцовым Владимиром Кузьмичем, Кривцовой Людмилой Аркадьевной право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать администрацию Осинниковского городского округа включить Кривцова Владимира Кузьмича, Кривцову Людмилу Аркадьевну в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная».
Обязать администрацию Осинниковского городского округа предоставить Кривцову Владимиру Кузьмичу, Кривцовой Людмиле Аркадьевне социальную выплату, из расчета 42 кв.м. на семью из двух человек, для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 05.05.2022 года.
Судья К.Е. Раймер