Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-935/2023 ~ М-107/2023 от 10.01.2023

Гражданское дело № 2-935/2023

68RS0001-01-2023-000161-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07» апреля 2023 г. г. Тамбов                         

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Мальцевой О.Н.,

при секретаре ФИО4,

при участии в судебном заседании представителя истцов Дубовицкого А.В. и Скальской Б.А. по доверенности Ахмедовой Р.З.кызы, представителя ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Козодаева Е.А.

при отсутствии в судебном заседании представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Бондарского района Тамбовской области

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубовицкого Андрея Васильевича, Скальской Бахтыгуль Амангельдиновны к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в список и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. обратились в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, в котором, просят обязать Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указав, что они относились категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их мать Жупходжаева О.В. умерла 13.09.2002 г. В связи со смертью матери и в связи с тем, что отец Жупходжаев А.С. совместно с семьей не проживал и в результате проведения розыскных мероприятий установить его местонахождение не представилось возможным, их опекуном была назначена бабушка Дубовицкая Л.В. Поскольку до настоящего времени истцы жильем не были обеспечены и Министерством социальной защиты и семейной политики Тамбовской области им было отказано во включении в список и в предоставлении благоустроенного жилого помещения Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. обратились с иском в суд.

Истцы Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без их участия.

Представитель истцов по доверенности Ахмедова Р.З.кызы в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Козодаев Е.А. возражал против удовлетворения исковых требований пояснив, что истцы не доказали факт, что они остались без родительского попечения. Также полагал, что истцы пропустили без уважительных причин установленный законом срок для включения их в соответствующий список.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация Бондарского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, и определяющим общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу 3 и 4 абзацев статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, признаны лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются, в том числе лица, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет; а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет; по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 8).

Об этом же указано в статье 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если в установленном порядке они не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В этой связи Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом 20 ноября 2013 г., разъяснил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением вполне обоснованно подлежит удовлетворению.

Основаниями для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильём служат, в том числе: установление факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Таким образом, возможность реализовать своё право на обеспечение жилым помещением определяется для лиц названной категории, в первую очередь, действиями уполномоченных органов исполнительной власти.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Согласно ч.1 ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

В силу ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, а также в иных случаях возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Согласно п. 1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и обязанностей.

Судом установлено, что истец Дубовицкий А.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. (34 года) (до перемены фамилии, имени и отчества Жупходжаев Аман Амангельдыевич, свидетельство о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ серии I-КС ) и Скальская Б.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (32 года) (до смены фамилии в связи с регистрацией брака Жупходжаева Б.А., свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии I-КС ) будучи несовершеннолетним, в 2002 году остались без попечения родителей, поскольку их мать Жупходжаева О.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ серии I-КС ); а отца-Жупходжаева А.С., 1966 г.р. не удалось найти в результате проведения розыскных мероприятий.

Вместе с тем Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> в письмах от ДД.ММ.ГГГГ отказало Дубовицкому А.В. и Скальской Б.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ввиду непредставления доказательств утраты в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения.

При разрешении вопроса об обоснованности данного отказа суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что мать Дубовицкого А.В. и Скальской Б.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ серии I-КС ).

Согласно справке ОВД Бондарского района от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в Бондарский РОВД поступило заявление Дубовицкой Л.В. о том, что в 1995 году ее зять Жупходжаев А.С. уехал из <адрес> в неизвестном направлении и до настоящего времени не вернулся.

На основании постановления администрации Бондарского района Тамбовской области от 18.10.2002 № 227 над несовершеннолетними Жупходжаевым А.А. (Дубовицкий А.В.) и Жупходжаевой Б.А. (Скальской) была установлена опека, опекуном назначена Дубовицкая Л.В.

Согласно справке ОВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Дубовицкой Л.В. было заведено розыскное дело от ДД.ММ.ГГГГ и проводятся розыскные мероприятия по установлению местонахождения Жупходжаева А.С.-отца Дубовицкого А.В. и Скальской Б.А.

Согласно справке отделения полиции с.Бондари межмуниципального ОМВД РФ «Рассказовский» от 06.02.2023 место нахождение утратившего связь с родственниками Жупходжаева А.С. 1966 г.р. в ходе проведенных розыскных мероприятий установлено не было. В настоящее время розыскное дело прекращено по сроку давности.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, учитывая положения ч.ч.1,2,3 ст. 31 ГК РФ, ч.ч.1,2 ст. 145 СК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ суд приходит к выводу, что Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. относились к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также судом установлено, что согласно ответу УМВД по Тамбовской области от 17.03.2023:

- Дубовицкий А.В. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Указанное помещение принадлежит на праве собственности Гуреевой О.П. (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес> Выселки, <адрес>.

- Скальская Б.А. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Ранее ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Выселки, <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцами закрепленного жилья не числилось, жилое помещение не предоставлялось, письменного подтверждения разъяснения ФИО7 о возможности обеспечения жилым помещением не имеется.

Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Дубовицкого А.В. на территории <адрес>.

Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Скальской Б.А. зарегистрировано право собственности на 1/5 долю жилого помещения площадью 37,1 кв.м. по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, с.Стежки, ул.Набережная, д. 61.

Согласно ответу МКУ «Дирекция жилищных услуг» от 07.02.2023 Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. не являются сторонами договора социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда г.Тамбова.

Согласно ответу администрации г.Котовска от 22.03.2023 Дубовицкому А.В. не предоставлялось жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ответу администрации Сосновского района Тамбовской области от 15.03.2023 Скальской Б.А. жилое помещение на условиях найма не предоставлялось.

Судом также установлено, что начиная с августа 2020 года (когда истцам стало известно об их праве на включением в список и получение жилого помещения) Дубовицкий А.В. и Скальская Б.А. по вопросу обеспечения жильем обращались в администрацию Президента РФ (ДД.ММ.ГГГГ), в Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> (ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ). По вопросу об установлении факта признания их отца отсутствующим обращались в Октябрьский районный суд <адрес> (материал и Котовский городской суд <адрес> (гражданское дело ).

Судом установлено, что учетное дело в отношении Дубовицкого А.В. и Скальской Б.А. администрацией <адрес> не формировалось и не направлялось в Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> для решения вопроса об обеспечении их жилым помещением.

Материалы дела также не содержат доказательств того, что после установления в отношении истцов опеки, либо после достижения истцами 18-летнего возраста должностными лицами администрации <адрес> проводилась разъяснительная работа с опекуном, истцами по поводу реализации их жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с такими заявлениями.

В настоящее время Дубовицкому А.В. исполнилось 34 года, Скальской Б.А.-32 года. Вместе с тем до настоящего времени Дубовицкий А.В. жильем не обеспечен, Скальская Б.А. обеспечена жильем площадью 7,42 кв.м. (37,1 кв.м./5), что составляет менее учетной нормы, приходящейся на одного человека (14 кв.м.).

Таким образом, истцы в установленный законом срок (до 23 летнего возраста) не были включены в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, ввиду не оформления и не направления учетного дела администрацией <адрес>.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истцы, относились к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, Дубовицкий А.В. до настоящего времени жильем не обеспечен и не имеет в собственности иного жилого помещения, Скальская Б.А. до настоящего времени жильем не обеспечена и имеет в собственности жилое помещение менее учетной нормы, принимая во внимание обстоятельства того, что назначенный опекун не исполнила должным образом своих обязанностей опекуна по защите прав подопечных, что не должно быть поставлено в вину истцам, учитывая, что до настоящего времени истцы не воспользовались государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, суд приходит к выводу, что приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Дубовицкому А.В. и Скальской Б.А. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Дубовицкого А.В. и Скальской Б.А. о возложении обязанности на Министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, восстановив им срок, и предоставить Дубовицкому А.В. и Скальской Б.А. (каждому) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дубовицкого Андрея Васильевича, Скальской Бахтыгуль Амангельдиновны к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о включении в список и возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> (ИНН 6829111225) включить Дубовицкого Андрея Васильевича (<данные изъяты>) и Скальскую Бахтыгуль Амангельдиновну (паспортные данные 6809 590589) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> (ИНН 6829111225) предоставить Дубовицкому Андрею Васильевичу (<данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес> (ИНН 6829111225) предоставить Скальской Бахтыгуль Амангельдиновны (<данные изъяты>) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                  О.Н.Мальцева

2-935/2023 ~ М-107/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дубовицкий Андрей Васильевич
Скальская Бахтыгуль Амангельдиновна
Ответчики
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
Другие
Администрация Бондарского района Тамбовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбова
Судья
Мальцева Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
sud23--tmb.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.02.2023Предварительное судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Дело оформлено
05.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее