Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1767/2023 ~ М-1583/2023 от 05.09.2023

№ 2-1767/2023

УИД 23RS0021-01-2023-002410-23

Решение

именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года?      ст.Полтавская

Судья Красноармейского районного суда Краснодарского края Кравченко Н.А.,

с участием представителя истца Петрищева Ю.Н.

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Бабич И.А.,

при секретаре Савченко М.А.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Астаховой Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии,

установил:

Астахова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю о перерасчете пенсии (далее УПФ РФ).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что является получателем страховой пенсии, которая исчислена согласно справок , от 25 июня 2019 года из заработка за 60 месяцев за периоды с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года с учётом фактического среднемесячного заработка 215, 04 руб. к среднемесячной заработной плате. При этом, по сообщению УПФ РФ выбор наиболее выгодного варианта расчета пенсии является обязанностью территориального округа, поскольку он обладает всеми возможностями для точного определения наиболее высокого размера пенсии застрахованного лица. Истец считает, что расчет коэффициента отношения ее средней заработной платы к средней заработной плате по стране был совершен с ошибкой, в связи с чем, имеются основания для перерасчета пенсии.

15 июля 2023 года Астахова Н.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю с просьбой установить коэффициент отношения зарплат согласно справке от 25 июня 2019 года в размере 1,06028 (ранее 1,002) за период работы с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года, то есть с 15 мая 2019 года и произвести    доначисление невыплаченной ранее пенсии. Однако ей было отказано в удовлетворении заявленных требований, поэтому истец    обратилась в суд за защитой своих прав.

Астахова Н.В. просит суд обязать УПФ РФ установить коэффициент отношения зарплат, согласно справке от 25 июня 2019 года в размере 1,06028 за период работы с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года с момента назначения пенсии, то есть с 15 мая 2019 года по настоящее время и обязать произвести перерасчет невыплаченной пенсии.

Также просит взыскать с ответчика судебные расходы правовой юридической помощи по договору от 12 мая 2023 года на сумму 29 000 рублей, по договору от 12 мая 2023 года на сумму 46 000 рублей, по договору от 12 мая 2023 года на сумму 29 000 рублей, по договору от 12 мая 2023 года на сумму 30 000 рублей.

В судебном заседании Астахова Н.В. уточнила исковые требования в части взыскания судебных расходов и просила суд взыскать расходы, потраченные на оплату юридических услуг в размере 77400 рублей. В остальной части настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца Петрищев Ю.Н. поддержал изложенные доводы.

?    Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Бабич И.А. в удовлетворении иска просила отказать. В обосновании возражения Бабич И.А. сослалась на то обстоятельство, что трудовая деятельность истца протекала в Республике Украина. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительство в Российскую Федерацию с бывших Республик СССР, регулировалась на момент установления пенсии Астаховой Н.В. Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения».

    В ст.1 Соглашения от 13 марта 1992 года указано, что пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

         При этом,    Астаховой Н.В. установлена страховая пенсия по старости в размере 6807,59руб. (страховая пенсия – 1473,40руб. + фиксированная выплата к страховой пенсии 5334,19руб.) с учетом замены совпадающих периодов работы периодами ухода за ребенком 29 октября 1982 года рождения в коэффициентах. Величина отношения заработков при назначении страховой пенсии определена из наиболее выгодного варианта за период с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года с применением коэффициента 1,002. Оснований для перерасчёта пенсии истца не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст.56,57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. Доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле.

?    Судом установлено, что трудовая деятельность истца протекала в Республике Украина. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительство в Российскую Федерацию с бывших Республик СССР, регулировалась на момент установления пенсии Астаховой Н.В. соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения».

    В ст.1 Соглашения от 13 марта 1992 года указано, что пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

         В соответствии с законодательством Российской Федерации основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее Закон от 28 декабря 2013 года).

?    Согласно ч.3 ст.36 Закона от 28 декабря 2013 года при исчислении размера страховой пенсии применяются нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»      (далее Закон от 17 декабря 2001 года).

    Астаховой Н.В. установлена страховая пенсия по старости, в соответствии с нормами ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 года и Соглашения от 13 марта 1992 года с 15 мая 2019 года в размере 6807,59руб. (страховая пенсия – 1473,40руб. + фиксированная выплата к страховой пенсии 5334,19руб.) с учетом замены совпадающих периодов работы периодами ухода за ребенком, 29 октября 1982 года рождения в коэффициентах.

    Решением от 27 мая 2019 года страховой стаж истца за период в Государственном предприятии завод «Электротяжмаш» Республики Украины с 19 июля 1978 года по 02 июля 2018 года был включен по 30 ноября 1991 года, а также размер пенсии исчислен без учета размера заработной платы по следующим основаниям:

    Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 года № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств -бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств -бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.     Международные соглашения (договоры) о пенсионном (социальном) обеспечении заключались между государствами, ранее входившими в состав СССР, после его распада. На всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждений сведений, содержащихся в них, представляемых для целей установления пенсии.     Документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже за период до распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении.

    В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона от 28 декабря 2013 года, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховых пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

     Трудовая книжка от 12 октября 1978 года содержит сведения о периоде работы истца на территории Республики Украина, как до распада, так и после распада СССР.      Периоды работы с 01 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа только при условии уплаты (начисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данное условие вытекает из нормы ст. 29.1 Закона от 17 декабря 2001 года.

    Уплаченные страховые взносы в соответствующие органы в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, при определении размера пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 года не учитываются, поскольку указанным Соглашением не предусмотрены взаимные расчеты между указанными государствами.

    К заявлению о назначении страховой пенсии от 15 мая 2019 года Астаховой Н.В. предоставлены справки о заработной плате: от 29 августа 2017 года за период с июля 1978 года по 31 декабря 1985 года, от 29 августа 2017 года за период с 01 января 1986 года по 31 марта 1992 года, от 29 августа 2017 года за период с 01 апреля 1992 года по 31 августа 1996 года, от 29 августа 2017 года за период с 01 сентября 1996 года по 31 декабря 2000 года.

    Управлением ПФР направлен запрос от 25 мая 2019 года о стаже, заработке и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на пенсионное обеспечение Республики Украины за периоды: с 19 июля 1978 года по 02 июля 2018 года и с 04 июля 2018 года по 31 октября 2018 года.

    Согласно предоставленных: справок Астахова Н.В. работала на Государственном предприятии завод «Электротяжмаш» с 19 июля 1978 года по 02 июля 2018 года (от 25 июня 2019 года ). Кроме того, предоставлены справки о её заработной плате (от 25 июня 2019 года за период с июля 1978 года по 31 декабря 1985 года; – c 01 января 1986 года по 31 марта 1992года, с апреля 1992 года по август 1996 года и с сентября 1996 года по декабрь 2000 года). Перерасчет размера пенсии по поступившим документам произведен с момента первоначального назначения страховой пенсии по старости Астаховой Н.В., то есть с 15 мая 2019 года.

    Стаж с 01 января 2002 года по 02 июля 2018 года и с 04 июля 2018 года по 31 октября 2018 года к зачету не принят, так как отсутствуют сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на пенсионное обеспечение Республики Украины.

В страховой стаж зачтены периоды работы и иной деятельности:

- с 01 сентября 1977 года по 18 июля 1978 года (00л.10м.18д.) - учеба; с 18 июля 1978 года по 28 октября 1982 года (04л.03м.11д.) - работа; с 29 апреля 1984 года по 31 декабря 2001 года (17л.08м.03д.) – работа.

    Период с 29 октября 1982 года по 28 апреля 1984 года принят как уход за ребенком 29 октября 1982 года рождения, до достижения им возраста полутора лет и исчислен как 2,7 коэффициента.

    В результате перерасчета трудовой стаж, то есть (трудовая деятельность до 01 января 2002 года) составляет 21 год 11 мес. 14 дней, страховой стаж 23 года 05 мес.13дней.

    В соответствии со ст. 30 Закона от 17 декабря 2001 года расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Таким образом, законодателем предоставлена возможность застрахованному лицу выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав.

Пенсия истца исчислена из заработка за 60 месяцев за периоды с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года, как наиболее выгодного варианта. Среднемесячный фактический заработок составил 215,53 руб., среднемесячный заработок по стране за этот же период составил 215,04руб., отношение заработков составляет величину 1,002 при предельной величине 1,2 (ст.30 Закона от 17 декабря 2001 года).

    Порядок установления размера страховой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц определен п.3 и п.4 ст.30 Закона от 17 декабря 2001 года и предусматривают разные формулы расчетного размера трудовой пенсии. За основу берется тот пункт расчёта, по которому размер пенсии больше. Так п.2 ст.30 Закона от 17 декабря 2001 года закреплено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 данной статьи, либо в порядке, установленном п.4. Законодатель    предоставил право выбора застрахованному лицу. При этом право выбора     является обязанностью территориального органа ПФР, поскольку он обладает всеми возможностями для точного определения более высокого размера пенсии застрахованного лиц.

Оценка пенсионных прав застрахованного лица Астаховой Н.В. была произведена в соответствии с п.3 ст.30 Закона от 17 декабря 2001 года, как из наиболее выгодного варианта с учетом замены совпадающих периодов работы нестраховыми периодами по уходу за детьми до 1,5 лет.

    Расчетный размер трудовой пенсии по старости в соответствии с п.3 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года определяется путем умножения стажевого коэффициента (СК) на отношение среднемесячного заработка пенсионера (ЗР), из которого исчислена пенсия, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗП) за тот же период времени, и на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за период с 01 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года (СЗП) ()1671,00 руб.

          Расчетный размер трудовой пенсии = СК х ЗР/ЗП х СЗП.    Однако, истец в формуле расчетного размера трудовой пенсии применяет в показателе ЗП среднемесячную заработную плату в СССР за тот же период.

    Определением Верховного суда РФ №9- КГ20-10-К1 от 10 августа 2020 года установлено, что порядок исчисления расчетного размера пенсии при оценке приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии (с 01 января 2015г - страховой)                      возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст.102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации с 1959 года по июнь 1997 года приведена в письме Госкомстата России от 21 августа 1997 года №ВС-1-21/1945.     В данном письме приведена и среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики и в СССР с 1959 года по июнь 1997 года. Поскольку ее применение влияет на размер пенсии в большую сторону, то Истец произвольно подменяет формулу расчета, установленную законодателем, При этом показатель величины отношения заработков неправомерно увеличивает в периоде 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года с 1,002 на 1,06028.

    Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) по общему правилу учитывается в размере не свыше 1,2». Величина отношения заработков при назначении страховой пенсии Астаховой Н.В. определена из наиболее выгодного варианта за период с 01 июня 1984 года по 31 мая 1989 года - 1,002.

         Таким образом, прибыв на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, Астаховой Н.В. была установлена страховая пенсия по старости в соответствии с Российским пенсионным законодательством, при исчислении которой и был применен показатель ЗП-среднемесячная заработная плата в Российской Федерации.

         При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что    заявленные    требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░

2-1767/2023 ~ М-1583/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Астахова Наталья Витальевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОСФР по Краснодарскому краю)
Суд
Красноармейский районный суд Краснодарского края
Судья
Кравченко Н.А.
Дело на сайте суда
krasnoarmeisk--krd.sudrf.ru
05.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Подготовка дела (собеседование)
27.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
08.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее