Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-231/2022 ~ М-169/2022 от 23.06.2022

Дело №2-231/2022

Категория 2.211

УИД: 39RS0013-01-2022-000287-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года                              г.Озерск

Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретаре судебного заседания Кореневской В.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Озерского района Калининградской области Закировой Е.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» Цоя О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства,

установил:

    

Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с иском к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» (далее по тексту – администрация МО «Озерский муниципальный округ») об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и природоохранного законодательства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Озерского района была проведена проверка исполнения администрацией МО «Озерский муниципальный округ» требований федерального законодательства об отходах производства и потребления. В ходе проверки установлено, что контейнерные баки, расположенные в п.Мальцево Озерского района Калининградской области на ул. Советской, № 42, ул. Садовой, №1, ул. Советской, №41, ул. Центральной, №20, ул. Школьной, №10, ул. Центральной, №38, не установлены на твердом (асфальтовом, бетонном) покрытии с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также не оборудованы ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м, что создает угрозу загрязнения окружающей среды и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на нормы ст.ст.7, 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3,4 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, истец, уточнив требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит возложить обязанность на администрацию МО «Озерский муниципальный округ» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и природоохранного законодательства, а именно: оборудовать твердым асфальтовым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м указанные в иске специальные площадки для установки контейнеров, расположенные в п.Мальцево Озерского района Калининградской области на ул. Советской вблизи дома № 42, ул. Садовой вблизи дома №1, ул. Советской вблизи дома №41, ул. Центральной вблизи дома №20, ул. Школьной вблизи дома №10, ул. Центральной вблизи дома №38.

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Озерского района Калининградской области Закирова Е.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» по доверенности Цой О.Б. в судебном заседании принятие решения по делу оставил на усмотрение суда, при этом не оспаривал, что спорные контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не соответствуют требованиям п.3 СанПин 2.1.3684-21. Указал, что обязанность по содержанию спорных контейнерных площадок в силу закона возложена на администрацию МО «Озерский муниципальный округ». В настоящее время администрацией проводится инвентаризация площадок накопления ТКО на территории муниципального образования, проводится сверка их фактического размещения со схемой размещения площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Озерский муниципальный округ» Калининградской области, по результатам которой при необходимости будут внесены изменения в схему размещения площадок накопления ТКО. Ссылаясь на то, что схему с изменениями необходимо будет согласовать с региональным оператором по обращению ТКО - «ЕСОО», и только после этого возможно будет провести конкурсные процедуры согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по выбору организации на выполнение работ по оборудованию площадок накопления ТКО, с учетом объема работ, полагает, что администрации необходимо не менее 3 лет, чтобы оборудовать все площадки накопления ТКО в муниципальном образовании, включая спорные, в соответствии с санитарными правилами.

Представитель государственного органа, уполномоченного дать заключение по делу, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В суд представлено заключение, согласно которому несоблюдение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), поскольку сбор и накопление отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором полагал иск подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело на основании определения суда рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Аналогичная норма закреплена в п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, в соответствии с которым органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 11, 24, 25 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).

В соответствии с п.3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Согласно п.10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Абзац 5 п.2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

На основании п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Приказом Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 №4690-88 (утративших силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 №42), на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Положениями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 (действовавших до 01.03.2021), предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В силу п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 №20 (утратившим силу с 01.01.2021), на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п.2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19).

В соответствии с п.3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг кустарниковых насаждений.

С 01.03.2021 введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В п.3 названных Правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 м, в сельских населенных пунктах - не менее 15 м (абзац 4 СанПиН 2.1.3684-21).

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Полномочиями в области обращения с отходами наделены органы местного самоуправления.

На официальном сайте администрации МО «Озерский муниципальный округ» www.ozyorsk.ru опубликован реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Озерского муниципального округа, в том числе по адресам: п. Мальцево Озерского района Калининградской области на ул. Советской вблизи дома № 42, ул. Садовой вблизи дома №1, ул. Советской вблизи дома №41, ул. Центральной вблизи дома №20, ул. Школьной вблизи дома №10, ул. Центральной вблизи дома №38.

В ходе проведенной прокурорской проверки обнаружено, что в нарушение указанных выше правовых норм в п.Мальцево Озерского района Калининградской области на ул. Советской вблизи дома № 42, ул. Садовой вблизи дома №1, ул. Советской вблизи дома №41, ул. Центральной вблизи дома №20, ул. Школьной вблизи дома №10, ул. Центральной вблизи дома №38 контейнерные баки для сбора ТКО не установлены на твердом асфальтовом или бетонном покрытии с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод. Кроме того, они не оборудованы ограждением с трех сторон высотой не менее 1 м.

Таким образом, указанные в исковом заявлении спорные площадки для установки контейнеров не соответствуют указанным выше требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по приведению спорных контейнерных площадок, находящихся в собственности МО «Озерский муниципальный округ», в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

При этом суд исходит из того, что положения вышеприведенных санитарных норм и правил содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов. Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Определяя администрацию МО «Озерский муниципальный округ» как лицо, ответственное за устранение нарушений, суд исходит из вышеприведенных положений законодательства, в том числе в области организации местного самоуправления. Ответчик является территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. При этом отсутствие денежных средств или дополнительного финансирования, само по себе не освобождает администрацию МО «Озерский муниципальный округ» от исполнения соответствующих обязанностей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч.2 ст.206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Частью 2 ст.206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание многочисленное количество контейнерных площадок, учитывая обстоятельства дела, учитывая объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях оборудования контейнерных площадок, возможности ответчика по его исполнению, финансовое обеспечение муниципального округа и требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд находит разумным установить срок для исполнения решения в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит указанный срок достаточным для совершения всех действий, связанных с осуществлением мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области», ИНН/ОГРН 3921001500/1023902149523, в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым асфальтовым или бетонным покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра специальные площадки для установки контейнеров, расположенные в п. Мальцево Озерского района Калининградской области на:

- ул. Советской вблизи дома № 42,

- ул. Садовой вблизи дома №1,

- ул. Советской вблизи дома №41,

- ул. Центральной вблизи дома №20,

- ул. Школьной вблизи дома №10,

-ул. Центральной вблизи дома №38.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2022 года.

Судья

2-231/2022 ~ М-169/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Озерского района Калининградской области
Ответчики
Администрация МО "Озерский муниципальный округ Калининградской области"
Другие
Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами»
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Суд
Озерский районный суд Калининградской области
Судья
Мурашко Н.А.
Дело на сайте суда
ozersky--kln.sudrf.ru
23.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее