Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1180/2023 от 11.12.2023

Дело № 2-1180/2023

УИД 04RS0020-01-2023-000953-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года                                                                                      г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В. при секретаре Жалсановой А.Н.     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации МО «Северо-Байкальский район» к Андросович Р.А. о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Северо-Байкальский район» в лице представителя по доверенности Горбачевой Ж.В.    обратилось в суд с данным иском к Андросович Р.А., указывая о невыполнении ответчиком как получателем социальной выплаты обязательств, установленных пунктом 43 Постановления Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 г. № 235 «О реализации в Республике Бурятия мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ДД.ММ.ГГГГ г.г.», а именно прекращения ДД.ММ.ГГГГ им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Просит суд взыскать с Андросович Р.А. в пользу Администрации МО «Северо-Байкальский район» денежные средства в размере 751 061 руб. 06 коп.

Представитель третьего лица Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном заявлении представитель по доверенности Мункожапова А.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Ответчик Андросович Р.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств им не представлено.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 309, 310 Гражданского Кодекса РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В соответствии с действующим в период возникновения между ответчиком и органом местного самоуправления материальных правоотношений, вопросы о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, регулировались Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.05.2015 N 235.

Указанным Положением было установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список) по форме, которая утверждается главным распорядителем средств федерального бюджета); ( пункт 4 Положения)

Согласно пункта 31 Положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 37 настоящего Положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 настоящего Положения;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Положения;

Согласно пункта 34 Положения, под агропромышленным комплексом понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"; под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с пунктами 40-41 Положения, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган местного самоуправления, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается двухсторонний договор.

Существенными условиями договора являются:

    а)    обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

    б)    право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 43 Положения, в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.

При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 40 настоящего Положения.

При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 40 настоящего Положения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Андросович Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, разрешенный вид деятельности «Животноводство».

ДД.ММ.ГГГГ Андросович Р.А. обратился в администрацию МО СП «Куморское эвенкийское» с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ года» по категории молодая семья.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия № 53 о от 17.04.2019 г. «О внесении изменений в приказ от 14.02.2019 г. № 19 «Об утверждении сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» по Республике Бурятия на 2019 год» (в редакции от 25.02.2019 № 22) Андросов Р.А. включен в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках реализаций подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» по Республике Бурятия на 2019 год.

ДД.ММ.ГГГГ Андросович Р.А. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности МС СБ в размере 751 061 руб. 06 коп.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Северо-Байкальский район» и Андросович Р.А. заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Андросович Р.А. согласно п. 2.2.7 договора взял на себя обязательство осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.

Согласно п. 2.2.8 договора при несоблюдении условий настоящего договора «Получатель социальной выплаты» обязан вернуть средства предоставленной социальной выплаты по реквизитам, согласованным с «Муниципальным образованием».

Денежные средства перечислены на счет Андросович Р.А. ДД.ММ.ГГГГ, и за счет средств социальной выплаты Андросович Р.А. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>.

Из выписки из ЕГРИП установлено, что деятельность Андросович Р.А. в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена Управлением федеральной налоговой службы по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ как недействующего индивидуального предпринимателя.

Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).

Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов и молодых семей (раздел III федеральной целевой программы).

Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.).

Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов и молодых семей, изъявивших желание работать в агропромышленном комплексе, сфере культуры, социальной сфере, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения.

Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов и молодых семей, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов и молодых семей, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Из материалов дела следует, что Андросович Р.А. в период предоставления социальной выплаты и по настоящее время проживает в <адрес> имеет состав семьи: дочь Андросович А.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Андросович П.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга Андросович О.Н.

Полученная Андросович Р.А. социальная выплата была использована им для приобретения в 2019 г. жилья по адресу <адрес>, в дальнейшем в ДД.ММ.ГГГГ г. право собственности на него было зарегистрировано в долевой собственности по 1/3 доли за членами семьи ответчика- супругой Андросович О.Н. и дочерью Андросович А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Как установлено в судебном заседании с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, проживая в <адрес> возможности заключения трудового договора с другим работодателем в целях выполнения условий двустороннего договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией МО «Северо-Байкальский район» у Андросович Р.А. не имелось по причине отсутствия вакантных рабочих мест в организациях социальной сферы и культуры, осуществляющих деятельность на территории сельского поселения.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля специалиста МКУ «КУМХ» Денисовой Е.И.

Судом установлено, что ранее ответчик в течение более 10 лет осуществлял предпринимательскую деятельность в сфере животноводства, для участия в программе в целях предоставления выплаты в категории «Молодая семья» обратился после рождения первого ребенка в ДД.ММ.ГГГГ году, в дальнейшем после предоставления выплаты с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время в течение более пяти лет Андросович Р.А. и члены его семьи из сельской местности не переезжали, постоянно проживают в <адрес>.

Также из материалов дела следует, что супруга ответчика – Андросович О.Н., с ДД.ММ.ГГГГ г. осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты>

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Андросович О.Н. является членом семьи получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, а кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ г. работает в организации социальной сферы, оказывающей услуги в сельской местности в области культуры, и её деятельность соответствует требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 18.05.2015 N 235. суд приходит к выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении семьей Андросович условий, установленных Положениям.

В настоящее время Андросович Р.А. не работает, он и супруга имеют на иждивении двоих малолетних детей, взыскание социальной выплаты в размере более 700 000 руб. значительно ухудшит материальное положение семьи Андросович Р.А. что не согласуется с фундаментальными правовыми принципами, из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, вытекает необходимость обеспечения государством разумной соразмерности между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем, чтобы поддерживался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению (постановления от 16 июля 2008 г. N 9-П, от 17 апреля 2019 г. N 18-П и др.).

Исходя из всех изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что взыскание с Андросович Р.А. ранее предоставленной ему выплаты не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным, в том числе, на привлечение молодых специалистов и молодых семей для работы в сельскую местность в агропромышленном комплексе, не имеющих там жилья и достаточных собственных средств для его приобретения. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших местом жительства сельскую местность, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации МО «Северо-Байкальский район» к Андросович Р.А. о взыскании денежных средств - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Решение принято в мотивированной форме 26 декабря 2023 г.

Судья                                В.В. Атрашкевич

2-1180/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО "Северо-Байкальский район"
Ответчики
Андросович Роман Александрович
Другие
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее