Судья Сивер Н.А. Дело № 7-21-503/2022
РЕШЕНИЕ
16 мая 2022 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «Приморский бекон» ФИО2 на решение судьи Спасского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Приморский бекон»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № от 22 декабря 2021 года ООО «Приморский бекон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Спасского районного суда Приморского края от 22 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения.
С выводами судьи не согласилась защитник ООО «Приморский бекон» ФИО2, которая в поданной в Приморский краевой суд жалобе просит отменить решение судьи и постановление о назначении административного наказания, а производство по делу прекратить в связи с малозначительностью выявленного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ООО «Приморский бекон» ФИО4, которая поддержала доводы жалобы, а также заявила о необходимости применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Согласно частям 2, 3 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 11 по 22 октября 2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности юридического лица ООО «Приморский бекон», имеющего объект негативного воздействия на окружающую среду №, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к I категории негативного воздействия на окружающую среду.
В рамках проверочных мероприятий был сделан запрос в отдел администрирования платежей Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, из служебной записки которого было установлено, что по состоянию на 15 октября 2021 года у ООО «Приморский бекон» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год отсутствует, однако указанная плата была внесена несвоевременно – платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Приморский бекон» к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях (бездействии) ООО «Приморский бекон» состава указанного административного правонарушения не имеется.
Факт совершения данным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 9 декабря 2021 года; актом плановой выездной проверки от 22 октября 2021 года; служебной запиской от 15 октября 2021 года, копией электронного платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела, оцененными в совокупности согласно требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, должностное лицо административного органа и судья Спасского районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО «Приморский бекон» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность этих выводов сомнений не вызывает.
Порядок привлечения к административной ответственности в отношении ООО «Приморский бекон» соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ООО «Приморский бекон» административного правонарушения был предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонен.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Допущенное ООО «Приморский бекон» правонарушение указывает на пренебрежительное отношение к исполнению своих публично правовых обязанностей в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Несоблюдение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, нельзя отнести к малозначительным правонарушениям.
Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов в связи со следующим.
На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом положений части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ) замена административного штрафа на предупреждение субъектами малого и среднего предпринимательства при соблюдении условий, предусмотренных статьей 4.1.1 того же Кодекса, является обязательным.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, рассмотревший дело об административном правонарушении, в определении от 22 декабря 2021 года сослалось на то, что совершенное ООО «Приморский бекон» правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающимся в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенным экологическим воздействием на окружающую среду и угрозой безопасности людей.
С таким выводом согласился и судья районного суда, сославшийся на отсутствие оснований для замены административного штрафа на предупреждение исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ без указания на конкретные обстоятельства, препятствующие возможности принятия такого решения.
Однако соответствующие выводы должностного лица и судьи районного суда не могут быть признаны обоснованными.
На основании части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Совершенное ООО «Приморский бекон» правонарушение, связанное с несвоевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду, не причинило и не создавало угрозу причинения вреда указанным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ объектам защиты, а также не повлекло имущественный ущерб, учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду была внесена до проведения проверки.
В соответствии со сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 18 января 2022 года № № ООО «Приморский бекон» отнесено к категории средних предприятий.
Оснований полагать, что ООО «Приморский бекон» привлекается к административной ответственности не впервые, административный материал и дело об административном правонарушении не содержат, соответствующих доводов в постановлении о назначении административного наказания и решении судьи районного суда не приведено.
При данных обстоятельствах назначенное ООО «Приморский бекон» административное наказание в виде административного штрафа на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит замене на предупреждение.
В остальной части вынесенные по делу акты подлежат оставлению без изменения; нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановленных по делу актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.41 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4.1.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░