Дело № 2-1734/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием представителя истца Стаховской А.О.,
представителя ответчика Зеленцова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте
13 июля 2017 года гражданское дело по иску Перминова Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми о признании периода подлежащим включению в специальный стаж работы, обязании произвести перерасчет пенсии,
у с т а н о в и л:
Перминов Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми (далее по тексту - ГУ-УПФР в г. Ухте Республике Коми) о признании периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР со 02 мая 1984 года по 30 апреля 1986 года подлежащим включению в специальный стаж работы, обязании произвести перерасчет размера страховой части пенсии с <...> г. и бессрочно с учетом стажевого коэффициента 0,58.
В обоснование требований истец указал, что он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной ему с <...> г.. При назначении пенсии ответчик необоснованно исключил из подсчета его специального стажа спорный период службы в армии с 02.05.1984 по 30.04.1986 и определил при расчете пенсии истца стажевый коэффициент по общему стажу. Между тем, положения п. 9 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» позволяют учитывать стажевый коэффициент исходя из продолжительности специального стажа (стажа на соответствующих видах работ). При оценке пенсионных прав по подсчетам ответчика назначен стажевый коэффициент 0,56, что соответствует 13 годам 06 месяцам стажа с тяжелыми условиями труда. С конвертацией пенсионных прав истец не согласен, поскольку ответчиком в специальный стаж работы не был включен спорный период службы в армии, с учетом которого его специальный стаж (стаж с тяжелыми условиями труда) составил бы 15 лет 09 месяцев 10 дней (при требуемых по закону 12 годах 6 месяцах), что соответствует стажевому коэффициенту 0,58. Поэтому просил обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанный период службы в армии, и обязать произвести перерасчет пенсии с <...> г..
Истец Перминов Н.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Стаховская А.О. в судебном заседании исковые требования истца поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Зеленцов Д.В., выступая в суде, исковые требования не признал.
По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 30 вышеуказанного Закона досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные положения содержались в подп. 2 п. 1 ст. 27Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001.
В силу п. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из содержания ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Судом установлено, что Перминов Н.В. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 11 декабря 2015 года, то есть с достижением возраста 50 лет по указанным выше основаниям.
Из материалов пенсионного дела № .... следует, что по состоянию на 01.01.2002 общий страховой стаж истца составил 27 лет 1 месяц, а специальный стаж 13 лет 9 месяцев 11 дней (без учета спорного периода). Стажевый коэффициент, исходя из продолжительности специального стажа, установлен в размере 0,56.
При этом, как следует из представленных ответчиком таблиц расчета стажа, при назначении пенсии ответчиком не учтен в подсчет стажа с тяжелыми условиями труда, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР со 02.05.1984 по 30.04.1986.
Согласно записям в трудовой книжке истца, Перминов Н.В. 20.02.1984 принят помощником бурильщика 3-го разряда эксплуатационного и разведочного бурения скважин производственного объединения «Комигазпром», 19.04.1984 уволен по п. 3 ст. 29 КЗоТ РСФСР в связи с призывом в ряды Советской Армии, со 02.05.1984 по 30.04.1986 служба в рядах Советской Армии, с 18.08.1986 по 27.07.1989 – работа в производственном объединении «Комигазпром» помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ.
Как следует из архивной справки от 06.03.2015 № ...., выданной филиалом «Ухта бурение» ООО «Газпром бурение», уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, указанные периоды работы истца относятся к работе с тяжелыми условиями труда, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 (раздел XII, подраздел 1а, позиция 2130100а-11297). Период прохождения истцом службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР со 02.05.1984 по 30.04.1986 подтвержден копией военного билета НЮ № .....
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, (далее по тексту – Положение), действовавшего в спорный период, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16 Положения), периоды, указанные в подпункте «к» (в т.ч. служба в армии по призыву), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в спорный период правовое регулирование предусматривало возможность зачета периода службы в армии по призыву в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца на пенсионное обеспечение.
В настоящее время, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
На основании изложенного, учитывая, что перед прохождением и после прохождения службы у Перминова Н.В. была работа с тяжелыми условиями труда, учтенная ответчиком в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, следовательно, период службы в армии по призыву со 02 мая 1984 года по 30 апреля 1986 года также подлежит включению в специальный стаж работы истца, дающей право на страховую пенсию по старости досрочно. В связи с чем, требования Перминова Н.В. о включении в специальный стаж периодапрохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР со 02 мая 1984 года по 30 апреля 1986 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определена формула исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставлено гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Согласно п. 9 ст. 30 данного Закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, содержащихся в пп. 7 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, право на конвертацию (преобразование) пенсионный прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п. 1 ст. 27 и ст. 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п. 9 ст. 30 ФЗ-173ФЗ).
Законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставления гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ только до 01 января 2002 года.
Согласно материалам пенсионного дела Перминова Н.В. стаж для определения пенсионного капитала по состоянию на 01 января 2002 года составил: общий трудовой - 27 лет 01 месяц, с тяжелыми условиями с учетом включения спорного периода - 15 лет 09 месяцев 10 дней (при требуемом 12 лет 6 месяцев).
При таких обстоятельствах, при оценке пенсионных прав истца с 01.01.2002 по правилам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом подлежащего включению в специальный страховой стаж истца спорного периода, стажевый коэффициент истца, согласно представленному расчету ответчика, определяется в размере 0,58 (55% + 3% (15 лет 9 месяцев – 12 лет 6 месяцев)).
Суд принимает во внимание представленный ответчиком расчет стажевого коэффициента, поскольку он является верным, соответствует требованиям закона.
В связи с увеличением стажевого коэффициента (валоризации), размер пенсии истца подлежит перерасчету с даты назначения пенсии, поскольку на момент обращения за назначением пенсии сведения о работе истца в тяжелых условиях труда перед прохождением и после прохождения его службы в Вооруженных силах СССР, у ответчика имелись.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истец Перминов Н.В. обратился за юридической помощью в Центр оказания услуг «Юрист плюс», оплатил его услуги, общая стоимость которых составила 6000 руб., что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру № .... от 20.03.2017.
При определении размера расходов на оплату услуг представителя суд полагает необходимым исходить из характера спора, длительности судебного разбирательства, количества судебных заседаний с участием представителя (три судебных заседания – <...> г.), объема проделанной работы (консультации, составление иска в суд, участие в суде), сложности спора, удовлетворения заявленных требований, принципа разумности и справедливости.
С учетом этих обстоятельств, суд считает, что с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб., так как эта сумма при указанных конкретных обстоятельствах дела, характеризующих объем проделанной представителем работы по данному делу, является разумной и не чрезмерной, а также соответствует сложившимся в Республике Коми тарифным ставкам на услуги, оказываемые адвокатами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Перминова Н.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми включить в специальный стаж работы Перминова Н.В. период прохождения его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР со 02 мая 1984 года по 30 апреля 1986 года, произвести перерасчет пенсии с <...> г. с учетом стажевого коэффициента 0,58.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республике Коми в пользу Перминова Н.В. в счет возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 18.07.2017.
Судья С. С. Логинов