Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2548/2022 ~ М-1867/2022 от 27.04.2022

УИД: 38RS0-04

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2022 года ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.Ю., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ....» к ФИО1 о взыскании излишне полученной суммы,

УСТАНОВИЛ:

    Истец ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать излишне полученную сумму в размере 250000 руб.

    В обоснование заявленных требований указано, что **/**/**** в ГАУ «МФЦ ИО» обратилась ФИО1, **/**/**** г.р., зарегистрированная по адресу: ....Б с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта в соответствии с законом .... от **/**/**** -ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ....».

Рассмотрев заявление и представленные документы, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» **/**/**** было принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, с учетом уровня доходов и наличием объективных обстоятельств ФИО1

В заявлении от **/**/**** ФИО1 предупреждена об ответственности за сокрытие доходов и представление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими на право получения пособия. Против проверки представленных сведений и посещения семьи представителями органами социальной защиты населения не возражала.

ФИО1 сотрудниками управления была проинформирована о назначении государственной социальной помощи и о возможности заключения социального контракта. Программа социальной адаптации, которая является приложением к социальному контракту была разработана на основании представленного бизнес плана ФИО1 и утверждена межведомственной комиссией.

ФИО1 в заявлении указала сведения о доходах от трудовой деятельности за период с **/**/**** по **/**/**** в сумме 135758,64 руб.

При расчете величины прожиточного минимума семьи учреждением были учтены:

-доходы от трудовой деятельности, указанные ФИО1 в заявлении за период с **/**/**** по **/**/**** в сумме 135 758,64 руб.;

-сведения о произведенных выплатах мер социальной поддержки за период с **/**/**** по **/**/**** в сумме 4824,90 руб.

Постановлением .... от **/**/**** -ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в .... на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума на 2021 год:

- по иным местностям .... в расчете на душу населения -11487 руб., для трудоспособного населения -12167 руб., пенсионеров - 9259 руб., детей - 11 951 руб.

Величина прожиточного минимума семьи для предоставления данной меры социальной поддержки в случае со ФИО1 должна составлять: 12167 (трудоспособный гражданин) +35853 (3 детей) = 48020 руб.

Прожиточный минимум семьи составил 46861,18 руб. ((135758,64+4824,90)/3 (месяца)).

Управлением сделан запрос проверки сведений о доходах в отношении ФИО1

В соответствие с ответом, поступившим по каналам СМЭВ с Фонда социального страхования ФИО1 в мае 2021 года осуществлена выплата пособия по временной нетрудоспособности в сумме 17927,64 руб., о чем ФИО1 не указала в заявлении.

С учетом выплаты пособия по временной нетрудоспособности доход семьи составил 53510,12 руб., что выше величины прожиточного минимума (48020 руб.).

Социальное пособие в размере 250000 рублей было получено ФИО1 в сентябре 2021 года.

Письмом от **/**/**** ФИО1 направлено уведомление о возврате денежных средств, также сотрудниками управления неоднократно осуществлялись звонки ФИО1 по телефону. ФИО1 отказалась возвращать необоснованно полученную сумму и по состоянию на апрель 2022 года с обращением по добровольному возврату необоснованно полученной суммы в управление не обращалась.

    Представитель истца ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ....», ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, месте судебного заседания извещены надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

    Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.

Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит следующему.

    Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе на труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).

Федеральный закон от **/**/**** № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 178-ФЗ под социальным контрактом понимается соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Целью социального контракта является стимулирование активных действий субъектов по преодолению трудной жизненной ситуации. Существенные условия договора определяются законом, и к договору в обязательном порядке прилагается программа социальной адаптации. Это самодостаточная юридическая конструкция социально-обеспечительного договора.

Размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также регулирует отдельные вопросы, связанные с установлением региональной социальной доплаты к пенсии, в .... определяет .... от **/**/**** -ОЗ ("О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ....".

Согласно ст. .... "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ...." от **/**/**** -ОЗ государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, отсутствие возможности осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности в связи с получением образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное) (ч. 1).

Наряду с условием, установленным частью 1 настоящей статьи, условиями назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:

1) непрохождение профессионального обучения по направлению органов службы занятости населения и (или) неполучение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости населения - для получателей государственной социальной помощи, обратившихся для реализации мероприятия, направленного на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования;

2) неполучение государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение последних пяти лет, предшествующих дате обращения за получением государственной социальной помощи (ч. 1.1 ст. 5).

В соответствии со ст. .... "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ...." от **/**/**** -ОЗ государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина от себя лично (малоимущий одиноко проживающий гражданин) или от имени своей семьи (малоимущая семья) либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, вид государственной социальной помощи, а также сведения о желании заключить социальный контракт.

К заявлению прилагаются документы в соответствии со статьей 8 настоящего Закона (далее - документы).

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки и (или) комиссионного обследования, проводимых в порядке, утвержденном нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Заявление о назначении государственной социальной помощи рассматривается в течение десяти календарных дней со дня обращения.

В случае проведения дополнительной проверки и (или) комиссионного обследования представленных заявителем сведений указанный в настоящей части срок рассмотрения заявления продляется не более чем на двадцать календарных дней с предварительным уведомлением заявителя.

Статьей .... "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ...." от **/**/**** -ОЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для назначения государственной социальной помощи. Так, для назначения государственной социальной помощи необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность получателя государственной социальной помощи, его законного представителя;

2) документы, удостоверяющие личность членов семьи получателя государственной социальной помощи, - для малоимущей семьи;

3) справка о составе семьи;

4) документы, подтверждающие, что наличие у получателя государственной социальной помощи дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, отсутствие возможности осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности в связи с получением образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное):

а) справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности, - для инвалидов;

б) медицинское заключение о необходимости проведения длительного (с указанием периода лечения) и (или) дорогостоящего лечения - для граждан, обращающихся в связи с длительным и (или) дорогостоящим лечением;

в) рецепты на лекарственные препараты для медицинского применения и кассовые чеки - для граждан, обращающихся в связи с дорогостоящим лечением; г) документ об установлении компенсационной (ежемесячной) выплаты неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы, - для граждан, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы;

д) документ, выданный государственным учреждением службы занятости населения, подтверждающий признание гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, - для безработных граждан;

е) правоустанавливающий документ на жилое помещение, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, - для граждан, жилое помещение которых подверглось утрате (разрушению) либо повреждению;

ж) документ, подтверждающий факт утраты (повреждения) движимого имущества, повреждения жилого помещения, утраты (разрушения) жилого помещения (справка, выданная органом, подразделением или организацией системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо иным уполномоченным органом), - для граждан, движимое имущество которых подверглось утрате (повреждению), жилое помещение которых подверглось повреждению либо утрате (разрушению);

з) свидетельство о смерти и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык, в случае если это свидетельство выдано компетентными органами иностранного государства, - для граждан, потерявших кормильца;

и) справка образовательной организации об обучении по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета - для студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета;

к) документы, подтверждающие наличие иных объективных обстоятельств, не зависящих от получателя государственной социальной помощи, обуславливающих наличие у него дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина), либо, в случае отсутствия таких документов, - акт комиссионного обследования.

Получатель государственной социальной помощи обязан представить документы, указанные в пунктах 1 - 3, подпунктах "б", "в", "е" (в случае если права на жилое помещение не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости), "ж", "з" (в случае если свидетельство о смерти выдано компетентными органами иностранного государства), "и" пункта 4 части 1 настоящей статьи.

Получатель государственной социальной помощи вправе представить документы, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д", "е" (в случае если права на жилое помещение зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости), "з" (за исключением случая, когда свидетельство о смерти выдано компетентными органами иностранного государства) пункта 4 части 1 настоящей статьи. В случае если такие документы не были представлены получателем государственной социальной помощи самостоятельно, указанные документы и (или) информация запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.

Для подтверждения условий, установленных частью 1 статьи 5 настоящего Закона, представления документов не требуется.

Проверка соблюдения получателем государственной социальной помощи условий, установленных частью 1 статьи 5 настоящего Закона, осуществляется учреждением самостоятельно.

Согласно части 2.1 ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ, орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно статьям 307, 309 - 310, 393 ГК РФ обязательства возникают из договора или иных оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от обязательств не допускается, при этом должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Согласно п. 43 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных Приказом Минтруда России от **/**/**** органу социальной защиты населения рекомендуется досрочно прекратить социальный контракт в одностороннем порядке в случае установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных заявителем сведений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с получением мер государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям.

Следовательно, излишне выплаченные ответчику суммы денежной выплаты, оказанной в соответствии с .... -ОЗ в силу положений пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Судом установлено, что **/**/**** ФИО1 обратилась в ГАУ «МФЦ ИО" с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде заключения социального контракта в соответствии с .... "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в ...." от **/**/**** -ОЗ.

Как следует из указанного заявления от **/**/****, ФИО1 указала состав семьи: ФИО3, **/**/**** г.р. – сын, ФИО4, **/**/**** г.р. – дочь, ФИО5, **/**/**** г.р. - дочь; имущество, принадлежащее ей и членам ее семьи на праве собственности: жилой дом и земельный участок в ..... Вместе с тем, в графе: сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от **/**/**** № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (получаю/не получаю), ФИО1 не указала.

В заявлении также указано, что ФИО1 предупреждена об ответственности за сокрытие доходов и предоставление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими право получения пособия. Против проверки предоставленных ею сведений и посещение семьи представителями органа социальной защиты населения не возражает.

**/**/**** между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ....» и ФИО1 был заключен социальный контракт. Государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 250000 рублей.

Как следует п. 3.3.4, п. 6.2 социального контракта , заключенного **/**/****, управление имеет право взыскать денежные средства, излишне выплаченные заявителю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи), в случае отказа от добровольного возврата средств.

Факт выплаты ФИО1 денежной суммы 250000 рублей не оспаривается ответчиком и подтверждается справкой ОГКУ «Управление социальной защиты населения по .... ".

Письмом от **/**/**** ФИО1 направлено уведомление о возврате денежных средств, по причине того что в мае 2021 года ответчику была осуществлена выплата пособия по временной нетрудоспособности в сумме 17927,64 руб., о чем ФИО1 не указала в заявлении. С учетом выплаты пособия по временной нетрудоспособности доход семьи составил 53510,12 руб., что выше величины прожиточного минимума (48020 руб.).

Таким образом, в рамках проведенной дополнительной проверки, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по .... " установлено наличие условия, препятствующего назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта, что является основанием для прекращении ФИО1 выплаты "государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" и ей предложено добровольно возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи на основании социального контракта в полном объеме и в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего уведомления.

В настоящее время ФИО1 требование истца о возврате денежных средств не исполнено.

Учитывая, что в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. .... от **/**/**** -ОЗ, государственная социальная помощь назначается при условии неполучения государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение последних пяти лет, предшествующих дате обращения за получением государственной социальной помощи, а также факт получения ФИО1 выплаты пособия по временной нетрудоспособности в сумме 17927,64 руб. в мае 2021 года, суд приходит к выводу, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по .... " обоснованно заявлено требование о возврате полученных денежных средств.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сумма ежемесячного социального пособия в размере 250000 руб. получена ФИО1 незаконно и подлежит взысканию в пользу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ....».

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5700 руб.

    С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ....» к ФИО1, удовлетворить.

    Взыскать со ФИО1 излишне полученную сумму в размере 250000 руб. в пользу областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ....».

    Взыскать со ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 5700 руб.

Ответчик вправе подать в Иркутский районный суд .... заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения, представив суду доказательства, подтверждающие, что неявка ответчика была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание принятого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированный текст решения изготовлен **/**/****.

Судья:                                      Т.Ю. Сорокина

2-2548/2022 ~ М-1867/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОГКУ "Управление социалной защиты населения по Иркутскому району"
Ответчики
Зверева Наталья Сергеевна
Другие
Иванова Марина Юрьевна
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Сорокина Т.Ю.
Дело на странице суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Подготовка дела (собеседование)
31.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.07.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
01.09.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее