Дело № 12-101/2022
УИД: 51RS0001-01-2022-000710-35
РЕШЕНИЕ
21 февраля 2022 г. г. Мурманск пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – капитана судна МК-0182 «Вариант» Храмова Валерия Алексеевича на постановление ПУ ФСБ России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ПУ ФСБ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – капитан судна МК-0182 «Вариант» Храмов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15.000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Храмов В.А. обратился в суд с жалобой, в обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 16 минут при ведении промысла в ИЭЗ РФ на судне МК-0182 «Вариант» в своей каюте был обнаружен труп механика Александрова М.М., в связи, с чем им было принято решение возвратиться в порт «Мурманск». Так как в координатах 73°24" СШ плоха связь, информация о входе в ИЭЗ РФ не была доставлена. Попасть в контрольную точку «Север-2» он мог, только обходя зону ПРиПа № – ракетные стрельбы, через зону НЕАФК, другой возможности попасть в Мурманск у судна не было. То что судно следует в порт «Мурманск», он каждые 12 часов, когда была связь, докладывал дежурному службы наблюдения флота. Учитывая форс-мажорные обстоятельства, а также что информация направлялась, но не дошла по независящим от него обстоятельствам, просит суд постановление о привлечении его к административной ответственности от № от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Храмов В.А. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал в полном объёме, просил удовлетворить.
Представитель административного органа ПУ ФСБ России по <адрес> в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Судья, выслушав Храмова В.А., исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением правил прохождения установленных контрольных пунктов (точек).
Объективную сторону правонарушения составляют действия, выраженные в нарушении судами рыбопромыслового флота действующего порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Субъектом правонарушения выступают физические лица (граждане РФ), должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона деяния выражается в форме умысла или неосторожности.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 191-ФЗ под исключительной экономической зоной Российской Федерации понимается морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным данным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 191-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12.4 Федерального закона N 191-ФЗ лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 166-ФЗ, приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
При этом в силу подпункта 12 пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона N 191-ФЗ указанные лица обязаны проходить контрольные пункты (точки) и соблюдать порядок их прохождения, установленные федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
Установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий, отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти (пункт 15 статьи 7 Федерального закона N 191-ФЗ).
Таким образом, необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов, в том числе деятельности по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в исключительно экономической зоне Российской Федерации являются не только получение соответствующих разрешительных документов, выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретного вида деятельности, но и соблюдение установленного порядка пересечения внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Порядка N 605, контрольные пункты (точки) подлежат прохождению российскими и иностранными судами и иными плавучими средствами (далее - суда), осуществляющими рыболовство и следующими в исключительную экономическую зону Российской Федерации, после пересечения линии ее внешней границы или заменяющей ее делимитационной линии, а также выходящими из исключительной экономической зоны Российской Федерации до пересечения линии ее внешней границы или заменяющей ее делимитационной линии.
Российские суда, осуществляющие рыболовство, при условии направления капитанами этих судов не позднее чем за 8 часов до предполагаемого времени пересечения линии внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или заменяющей ее делимитационной линии информации телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте в пограничный орган, в ведении которого находится контрольный пункт (точка) (приложение к Порядку), могут пересекать линию внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или заменяющую ее делимитационную линию без прохождения контрольных пунктов (точек), в том числе в случаях следования в российские морские порты с целью доставки на территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции либо из российских морских портов в морские порты иностранных государств после таможенного оформления судов, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции (пункт 9 Порядка N 605).
Из материалов дела следует, что судно МК-0182 «Вариант» под управлением капитана Храмова В.А., принадлежащее на праве собственности АО «РПФ «Вариант», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло промышленное рыболовство в ИЭЗ РФ на основании разрешении на добычу (вылов) ВБР №ПМ от ДД.ММ.ГГГГ и №ИК от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Североморским территориальным управлением Федерального агентства о рыболовству пользователям ВБР АО «РПФ Вариант» и ООО «Рыботорговая сеть» (л.д. 3,4).
ДД.ММ.ГГГГ по прибытию судна в порт Мурманск, инспекторской группой Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району были проведены контрольно-проверочные мероприятия, в ходе которых было установлено, что судно в 15 часов 29 минут мск ДД.ММ.ГГГГ в координатах 72°47" СШ 37°25" ВД вошло в ИЭЗ РФ Баренцева моря и пересекло линию ее внешней границы без прохождения контрольных точек, установленных в Баренцевом море согласно приказу № ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, капитан судна Храмов В.А. не направил не позднее чем за 8 часов до предполагаемого времени пересечения линии внешней границы ИЭЗ РФ информацию телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте в Пограничный орган. Запись в судовом журнале судна № от ДД.ММ.ГГГГ о выходе судна ДД.ММ.ГГГГ из ИЭЗ РФ Баренцева моря и пересечении её внешней границы отсутствует.
По факту выявленных нарушений в отношении капитана судна МК-0182 «Вариант» Храмова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 18.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в последующем привлечено к административной ответственности по указанной норме.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ; копией разрешений на вылов ВБР; копией грузовых деклараций; копией свидетельства о праве собственности на судно; копией паспорта Храмова В.А.; копией судовой роли; копией объяснительной от ДД.ММ.ГГГГ; распечаткой ПРиП; копией судового журнала; выпиской из технологического журнала; сообщением о признаке нарушения; сообщение о готовности пересечь границу РФ на выход от ДД.ММ.ГГГГ 23 часа 21 минута; сообщение о готовности пересечь госграницу РФ на вход от ДД.ММ.ГГГГ 21 час 24 минуты; сообщение о готовности пересечь границу РФ на выход от ДД.ММ.ГГГГ 04 часа 37 минут; справкой по судну; справкой по судовладельцу; ССД; копией судовой роли; схемой движения судна; копиями разрешений; протоколом об административном правонарушении № от 30.12.2021справкой о привлечении к административной ответственности; приказом о приеме на работу, характеристикой; трудовым договором; детализацией сообщений; копией паспорта; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, иными материалами дела.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они получены должностными лицами пограничного органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющего государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов в пределах возложенных полномочий при исполнении должностных обязанностей с соблюдением установленного порядка.
Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно Уставу службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее - Устав), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, капитан судна возглавляет экипаж и является его руководителем (п. 37); капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, правил рыболовства в районах добычи (вылова) водных биоресурсов и требований нормативных правовых актов в сфере безопасности мореплавания и организации рыболовства (п.44).
Таким образом, собранными по делу доказательствами достоверно подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ капитан судна при осуществлении промышленного рыболовства в части хранения и транспортировки уловов из ВБР и произведенной из них рыбной и иной продукции с целью их доставки на территорию РФ, при следовании в порт Мурманск пересек границы ИЭЗ РФ в Баренцевом море на выход их ИЭЗ РФ, в нарушение п.2 и 9 Приложения № Порядка прохождения контрольных пунктов, судно не прошло контрольный пункт (точку) «Север-1» или «Север-2» после пресечения линии внешней границы ИЭЗ РФ или заменяющей её делимитационной линии, а также не выполнил условие по направлению не позднее чем за 8 часов до предполагаемого времени пересечения линии внешней границы ИЭЗ РФ информации телефонограммой, по факсимильной связи или электронной почте в Пограничный орган.
Действия должностного лица – капитана судна Храмова В.А. верно квалифицированы по ст. 18.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица административного органа о виновности Храмова В.А. в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении. Данным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы изложенные Храмовым В.А. о том, что по независящим от него обстоятельств были им не исполнены требования п.п. 2 и 9 Порядка, не могут служить основание для освобождения об административной ответственности, поскольку капитан несет ответственность за выполнение требований законодательства на борту вверенного ему судна, в том числе, в области соблюдения режима Государственной границы РФ.
Постановление о привлечении Храмова В.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено полномочным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного. Оснований считать назначенное административное наказание явно несправедливым не имеется.
Признаков, характеризующих совершенное Храмовым В.А. правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить заявителя от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, судом не выявлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в том, числе и по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Храмова Валерия Алексеевича к административной ответственности по статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей оставить без изменения, жалобу Храмова Валерия Алексеевича без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья И.С. Макарова