Дело №12-11/2019
Р Е Ш Е Н И Е
20 августа 2019 года пгт. Покровское
Судья Покровского районного суда Орловской области Ракова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. – Сергеевой О. А. на постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. о привлечении к административной ответственности главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. главный врач Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник Сергеева В.А., действующий по доверенности Сергеева О.А., обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В доводах жалобы Сергеева О.А. указала, что из пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» следует, что условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям: а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Из приложения 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.10.2017№н –информационной карты типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения следует: п.2 – показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта: а) наименование товара, работы, услуги – препараты лекарственные; б) код предмета контракта: по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) -21.20.1.
В проекте гражданско-правового договора и в заключенном на основе данного проекта гражданско-правовом договоре № Ф.2019.38475 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что предметом договора являются расходные материалы для лаборатории (ОКПД2-20.59.52.194) – реактивы химические общелабораторного назначения. Таким образом, по коду позиции и наименованию товара, работы, услуги они не совпадают с данными информационной карты, являющейся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Коды позиций и наименований товара, указанные в информационной карте, являющейся приложением к Приказу Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ Г. №н, также не совпадают с кодом товара, являющегося предметом договора. Сергеева О.А. считает, что оснований для применения Типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России, для закупки реактивов химических общелабораторного назначения, у БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» не имелось.
В судебное заседание Сергеев В.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайства об отложении дела не заявлял.
В судебном заседании защитник Сергеева В.А. – Сергеева О.А. доводы жалобы поддержала.
Представитель УФАС по Орловской области в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для прекращения производства по делу не имеется, постановление № от 03.06.2019г. является законным и обоснованным, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме, совершившие административные правонарушения, в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В силу части 11 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014г. №.
Согласно пункту 16 Порядка, условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1250)
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Судом установлено, что прокуратурой Покровского района Орловской области 07.03.2019г. проведен мониторинг сайта http://zakupki.gov.ru на предмет исполнения Заказчиком требований Закона, а также Приказа Минздрава России от 26.10.2017г. №870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информированной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения».
В ходе проведенного мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru прокуратурой установлено, что БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» проводился электронный аукцион по закупке расходных материалов для лаборатории (ОКПД 20.59.52.194).
По итогам проведения аукциона 04.02.2019г. был заключен гражданско – правовой договор № Ф. 2019.38475 с ООО «Диаплюс» на закупку материалов для лаборатории (ОКПД 2 – 20.59.52.194), отличающийся по своему содержанию от типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. №н. В связи с чем, в действиях главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А., выразившихся в утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Постановлением и.о. прокурора Покровского района Орловской области Шевлякова А.В. от 15.05.2019г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного врача БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеева В.А. Материалы об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Управление федеральной антимонопольной службы по Орловской области.
Постановлением заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. Сергеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Правительства Орловской области от 04.05.2018г. №-Р, Сергеев В.А. назначен на должность главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» на условиях срочного трудового договора с 15.05.2018г.
Из материалов дела следует, что 28.12.2018 года должностным лицом заказчика – главным врачом БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеевым В.А. утверждена документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для лаборатории БУЗ ОО «Покровская ЦРБ».
В тот же день заказчиком - БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения названного выше государственного контракта №.
На основании указанного проекта 04.02.2019г. между БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» и ООО «Диаплюс» был заключен гражданско – правовой договор № Ф.2019.38475.
Из текста проекта гражданско – правового договора на поставку расходных материалов, утвержденного главным врачом БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» Сергеевым В.А. 28.12.2018г. усматривается, что поставщик обязуется осуществить БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» поставку расходных материалов для лаборатории (ОКПД2-20.59.52.194).
Согласно информационной карте Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, код предмета указанного контракта (ОКПД 2) – 21.20.1.
Согласно информационной карте Типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий и обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, коды предметов указанного контракта (ОКПД2) – 26.60.11; 26.60.12; 26.20.13; 32.50.11; 32.50.12; 32.50.13.120; 32.50.13.190; 32.50.21; 32.50.30.110; 32.50.50; 26.6; 32.5; 33.134 33.20.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив представленные материалы, суд пришел к выводу об отмене постановления по следующим основаниям.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, состоит в утверждении конкурсной документации либо иной, указанной в диспозиции данной нормы документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Из постановления заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г. усматривается, что Сергеев В.А. привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с тем, что он, являясь главным врачом БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» и Заказчиком на электронном аукционе по закупке расходных материалов для лаборатории, разработал и утвердил документацию об аукционе без использования Типового контракта, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015г. №н.
Поскольку, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.07.2014г. №, условием применение Типового контракта является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям, а коды закупаемых товаров для нужд БУЗ ОО «Покровская ЦРБ» при проведении электронного аукциона, не соответствуют кодам товаров, указанных в информационных картах Типовых контрактов, в действиях главного врача БУЗ ОО «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ,
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ суд,
р е ш и л:
Жалобу защитника главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В.А. – Сергеевой О. А. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Орловского УФАС России Бочкова С.А. № от 03.06.2019г., вынесенное в отношении главного врача Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Покровская центральная районная больница» Сергеева В. А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение может быть подана в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Н.Н.Ракова