66RS0051-01-2023-003162-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов Свердловская область 20 марта 2024 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Бухорской Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-723/2024 по иску
Прокурора Гаринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гаринского городского округа о возложении обязанности
с участием помощника прокурора Гаринского района Сазонкина М.А.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гаринского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Серовский районный суд Свердловской области с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указал о том, что в ходе проведенной 01.12.2023 проверки установлено, что часть игрового оборудования детской игровой площадки, расположенная по адресу: <адрес> р.<адрес>, дворовой территории домов № и №, находится в ненадлежащем состоянии, требует ремонта, а также составляет угрозу для жизни и здоровья детей, пребывающих на данной площадке.
В исковом заявлении просит суд обязать администрацию Гаринского городского округа демонтировать игровое оборудование, расположенное по адресу: <адрес> р.<адрес> дворовой территории домов №№, 16, а именно: горка зимняя из дерева, баскетбольное кольцо с опорой, изготовленной из дерева, брусья металлические, лестница с перекладиной выполнена из металла, качели металлические.
В судебном заседании помощник прокурора Гаринского городского округа Сазонкин М.А. предъявленные требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также пояснил о том, что на дворовой территории имеется новая игровая площадка, а старые находятся в ветхом состоянии и создают угрозу для жизни и здоровья детей.
Представитель ответчика администрации Гаринского городского округа не явился в судебное заседание, извещён надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения. Представителем по доверенности Безденежных Н.В. представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в реестре муниципальной собственности игровое оборудование – самодельная игровая площадки, не числится. Площадка возведена жителями близлежащих домов самостоятельно. Возможности муниципального бюджета Гаринского городского округа ограничены, поэтому произвести глобальные изменения, ремонты, реконструкции территории в короткие сроки, не представляется возможным. Решение по данному делу оставила на усмотрение суда.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что семья находится под защитой государства (ч.1 ст.38).
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п.1 ст. 12 данного Федерального закона в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Федеральный закон принимается в целях: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
Согласно ст.11 указанного Федерального закона, здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
В силу ст.6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования безопасности при монтаже и эксплуатации детских игровых площадок и отдельных видов оборудования регламентированы "ГОСТ Р 52169-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания. Общие требования", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 23 ноября 2012 года N 1148-ст (далее ГОСТ 52169-2012), а также "ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года N 182-ст (далее - ГОСТ 52301-2013).
Пункт 3.16 "ГОСТ Р 52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" определяет детскую игровую площадку как специально оборудованную территорию, предназначенную для отдыха и игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие детской игровой площадки, и оборудование для благоустройства детской игровой площадки. Детская игровая площадка должна иметь зону безопасности оборудования, которое определяется как пространство внутри, на или вокруг оборудования детской игровой площадки, которое может быть занято ребенком, находящимся в движении, вызванном использованием оборудования (пункт 3.4 ГОСТ Р 52169-2012). При определении зоны безопасности учитывают возможные перемещения ребенка.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гаринского района были проведены мероприятия в части исполнения законодательства, направленного на безопасные условия пребывания несовершеннолетних при эксплуатации спортивно-игровой инфраструктуры, расположенных на территории Гаринского городского округа.
В ходе проведенной 01.12.2023 проверки, согласно рапорту помощника прокурора Гаринского района Сазонкина М.А. и фотоснимкам, установлено, что часть игрового оборудования детской игровой площадки, расположенная по адресу: <адрес> р.<адрес>, дворовой территории домов № и №, находится в ненадлежащем состоянии, требует ремонта, а также представляет угрозу для жизни и здоровья детей, пребывающих на данной площадке. Так, горка зимняя, изготовленная из дерева, не обеспечена прочность и устойчивость, жесткость и пространственная неизменность конструкции. Баскетбольное кольцо с опорой, изготовленной из дерева – не обеспечена устойчивость, надежность конструкции. Брусья металлические имеют деформацию конструкции, дефект обработки (металлические заусеницы), деформация слоев краски, шероховатая поверхность, отсутствие ровной поверхности у основания сооружения. Лаз лестница с перекладиной выполнена из металла, имеет дефект обработки (металлические заусеницы), деформация слоев краски, шероховатую поверхность. Подвижные и неподвижные элементы качели образовывают режущие поверхности, что не обеспечивает безопасность играющих детей, механическое изменение каркаса качелей, на качелях применены жесткие элементы подвеса. На площадке отсутствует ударопоглощающее покрытие для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления; информационное обеспечение безопасности. На площадке выявлены подвижные и неподвижные элементы игровых сооружений образовывающие режущие поверхности, что является нарушением п. 4.13.18 ГОСТ 52169-2012 и не обеспечивает безопасность играющих детей.
Земельный участок, на котором расположена детская игровая площадка относится к категории земель населенных пунктов, земельный участок находится в общественно-деловой территориальной зоне, что подтверждается информацией администрации Гаринского городского округа №3751 от 10.11.2023, Выпиской из ЕГРН.
Согласно рапорту помощника прокурора Гаринского района Сазонкина М.А. от 19.03.2024, при повторной проверке установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, судом установлено, что часть игрового оборудования детской игровой площадки, расположенной по адресу: <адрес> р.<адрес>, дворовой территории домов № и №, находится в ненадлежащем состоянии, требует ремонта, а также представляет угрозу для жизни и здоровья детей, пребывающих на данной площадке.
В силу ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строении, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.
Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с ч.1 ст.4 Закона N 124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 17, 19 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа.
Согласно п.1 ст. 6, "Устава Гаринского городского округа" (принят Решением Гаринской районной Думы от 23.06.2005 N 62) (ред. от 21.11.2023) к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности)), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами (пп.13); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пп. 21).
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также установленные судом фактические обстоятельства дела, суд признает обоснованным и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности не исполняются надлежащим образом и в полном объеме, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При возложении на ответчика вышеуказанной обязанности, суд считает возможным установить срок исполнения данной обязанности - в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Гаринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гаринского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на администрацию Гаринского городского округа обязанность демонтировать игровое оборудование, расположенное на дворовой территории домов №№, 16 по адресу: <адрес> р.<адрес>, а именно: горка из дерева, баскетбольное кольцо с опорой, изготовленной из дерева, брусья металлические, лестница с перекладиной из металла, качели металлические, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2024 года.
Председательствующий Н.А. Холоденко