Дело № 2-597/2022 |
УИД 02RS0006-01-2022-001390-22 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улаган |
30 сентября 2022 года |
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Язарове А.В., с участием представителя истца Кайгиной Н.С., представителя ответчика Куюковой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юлуковой Анастасии Сергеевны к администрации МО «Улаганский район» о восстановлении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Юлукова А.С.. обратилась в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», просила обязать администрацию МО «Улаганский район» восстановить её на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с датой постановки на учёт 23.12.2015 года.
В обоснование исковых требований указано, что истец родилась 01.07.1994 года, имеет инвалидность с детства. С 23.12.2015 года истец состояла на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», соответствовала всем требованиям, указанным в ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 17.09.2020 года № 568 истец снята с учёта в соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, в связи рождением после 01.01.1992 года, что считает необоснованным. В настоящее время истец соответствует всем требованиям ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, просит восстановить в список для получения жилищной субсидии.
Представитель истца действующая на основании письменного ходатайства Кайгина Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика действующая на основании доверенности Куюкова А.Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела Юлукова А.С., представитель Минрегионразвития РА в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили, уважительных причин неявки суду не представили.
Представитель третьего лица Минрегионразвития РА, действующий на основании доверенности Гревцева А.В. в письменном отзыве просила о рассмотрении дела без её участия, полностью отказать в удовлетворении исковых требований, считала, что решение о снятии истца с учёта принято районной администрацией в соответствии с действующим законодательством, которое предусматривало постановку на учёт граждан прибывших в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992 года.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» с 01 апреля 1992 года Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай (ранее Республики Горный Алтай) отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Право, условия и нормативы на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Судом установлено, что Юлукова А.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Алтай, постоянно проживала в Улаганском районе более 15-ти лет, что подтверждается копией паспорта истца.
18.06.2012 года Юлуковой А.С. установлена бессрочно инвалидность «инвалид с детства» (вторая группа), что подтверждается материалами учётного дела, справкой МСЭ.
На основании заявления и заявления – рапорта истца от 23.12.2015 года, постановлением администрации МО «Улаганский район» от 24.12.2015 года № 651, истец поставлен на первичный учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», без состава семьи (одна), соответствовала требованиям ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального закона, действовавшей на дату постановки на учёт).
Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 17.09.2020 года № 568 (пункт 9) в связи рождением после 01.01.1992 года истец снята с учёта в соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, который предусматривает утрату лицом оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
На дату рассмотрения дела истец не имеет прав на жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что подтверждается сведениями из ЕГРН, продолжает проживать в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в с. Улаган Улаганского района Республики Алтай, что подтверждается сведениями ОМВД России по Улаганскому району, сельской администрации по месту жительства.
В этой связи суд приходит к выводу, что Юлукова А.С. является лицом, не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (23.12.2015 года), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Статья 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ предусматривает, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ вводит дополнительные ограничения для инвалидов с детства, родившихся и проживавших более 15-ти лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривая для права на получение жилищной субсидии рождение не позднее 01 января 1992 года.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2022 года № 9-П статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение статьей 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что Юлукова А.С. была принята администрацией МО «Улаганский район» на первичный учёт граждан с соблюдением требований ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», родилась и проживала более 15-ти лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет инвалидность «инвалид с детства», в настоящее время соответствует требованиям указанного федерального закона в части не противоречащей Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о необоснованности решения администрации МО «Улаганский район» о снятии с учёта гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в части о снятия истца с учёта.
В этой связи суд полагает правильным удовлетворить исковые требования Юлуковой А.С. в полном объёме, восстановить истца на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с момента возникновения права, которому предшествовало обращение в уполномоченный орган – 23.12.2015 года.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что при обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., решение состоялось в пользу истца, однако в силу при этом ответчик освобожден от уплаты судебных расходов и в силу п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не находит оснований для взыскания с ответчика указанной суммы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Юлуковой Анастасии Сергеевны удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Улаганский район» восстановить Юлукову Анастасию Сергеевну на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с датой постановки на учёт 23.12.2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено 30.09.2022 года.
Председательствующий |
А.В. Палагин |