Дело № 2-1074/2023
УИД 32RS0004-01-2022-001924-07
Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2023 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2023 года город Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Мазур Т.В.,
при секретаре Хижонковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головачевой Татьяны Андреевны, Головачева Андрея Сергеевича, Маклаковой Ольги Сергеевны к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Головачева Т.А., Головачев А.С., Маклакова О.С. обратились в суд с указанным иском, в обоснование которого указали, что жилой дом, расположенный <адрес> состоит из двух квартир, находящихся в муниципальной собственности. Истец Головачева Т.А. является нанимателем квартиры № 2, совместно с ней в указанной квартире проживает сын Головачев А.С., дочь Макласова О.С. В квартире № 1 проживает А., которая является нанимателем данной квартиры. Указанный дом имеет фактический процент износа 61,25%, признан ветхим и включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на основании постановления Брянской городской администрации от 07 мая 2015 года № 1319-п.
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 29 декабря 2012 года № 3448-п указанный жилой дом является жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух изолированных блоков. Ответами Брянской городской администрации на обращения по вопросу переселения из аварийного жилищного фонда было сообщено, что дом <адрес> не включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО «город Брянск», так как, по мнению администрации, дом не является многоквартирным, в связи, с чем не может быть включен в данную программу.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцы просят суд признать незаконным Постановление Брянской городской администрации № 3448-п от 29 декабря 2012 года «О признании многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4095-п от 09 ноября 2022 года, в части, признания многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> жилым домом блокированной застройки и включении в список за № 7961; исключить многоквартирный жилой дом, расположенный <адрес> из списка жилых домов блокированной застройки, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 3448-п от 29 декабря 2012 года «О признании многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4095-п от 09 ноября 2022 года за № 7961; возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность рассмотреть вопрос о включении многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО «Город Брянск» (2019-2025).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий 21 июля 2007 года принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 11 части 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников адресной программы. Реализация адресной программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом, расположенный <адрес> состоит из двух квартир, находящихся в муниципальной собственности. Истец Головачева Т.А. является нанимателем квартиры № 2, совместно с ней в указанной квартире проживает сын Головачев А.С., дочь Макласова О.С. В квартире № 1 проживает А., которая является нанимателем данной квартиры.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в деле доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Указанный дом включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на основании постановления Брянской городской администрации от 07 мая 2015 года № 1319-п.
Заключением межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 2 от 26 января 2015 года жилой дом, расположенный <адрес> признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, поскольку расположен в производственной зоне и непригоден для проживания.
Из технического обследования следует, что все основные несущие конструкции имеют повреждения в той или иной степени, физический износ здания составляет 61,25 %, существующая планировка не соответствует требованиям СНиП, то есть здание имеет моральный износ. Кроме того, не выдержана санитарно-защитная зона от границы участка до производственного предприятия. Из изложенного следует, что обследуемое здание в том виде, в котором оно находится на день обследования, является непригодным для проживания в нем людей и подлежит реконструкции с переоборудованием жилого дома под другое назначение и устранением выявленных дефектов основных конструкций.
Исходя из сведений, имеющихся в ЕГРН здание (многоквартирный дом), расположенный <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно Постановлению Брянской городской администрации № 1319 от 25 июля 2016 года. При этом, в назначении указано, что это многоквартирный дом.
Постановлением Брянской городской администрации № 3710-П от 16 ноября 2015 года утвержден протокол заседания межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодных для проживания жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания от 30 октября 2015 года и утвержден список, очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.
Постановлением Брянской городской администрации №712-п от 13 марта 2019 года утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025годы).
Основными целями программы является:
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию жилищного фонда, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нем;
- минимизация издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года или применительно к положениям главы 6.5 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
Таким образом, спорный жилой дом не был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Брянск» (2019-2025), поскольку оспариваемым Постановлением Брянской городской администрации был изменен его статус многоквартирного дома на жилой дом блокированной застройки.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям как объектам прав относятся жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком доме (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, то есть, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный жилой дом является многоквартирным жилым домом, доказательств обратного не представлено, следовательно, оспариваемым постановлением Брянской городской администрации, которым дом включен в список домов блокированной застройки нарушены жилищные права истцов, как проживающих в многоквартирном доме признанного ветхим и аварийным до 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным Постановления Брянской городской администрации № 3448-п от 29.12.2012г. «О признании многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4095-п от 09.11.2022г. в части признания многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> жилым домом блокированной застройки и включении в список за № 7961.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Головачевой Татьяны Андреевны, Головачева Андрея Сергеевича, Маклаковой Ольги Сергеевны к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления, удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Брянской городской администрации № 3448-п от 29 декабря 2012 года «О признании многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4095-п от 09 ноября 2022 года в части признания многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> жилым домом блокированной застройки и включении в список за № 7961.
Исключить многоквартирный жилой дом, расположенный <адрес> из списка жилых домов блокированной застройки, утвержденного Постановлением Брянской городской администрации № 3448-п от 29 декабря 2012 года «О признании многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» в редакции Постановления Брянской городской администрации № 4095-п от 09 ноября 2022 года за № 7961.
Возложить на Брянскую городскую администрацию обязанность рассмотреть вопрос о включении многоквартирного жилого дома, расположенного <адрес> в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО «Город Брянск» (2019-2025).
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Мазур