Судья Маркелова М.О. № 33-7510/2022
(гражданское дело первой инстанции № 2-452/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кривицкой О.Г.,
судей: Маликовой Т.А. Дудовой Е.И.,
при помощнике судьи: Кругловой О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 15 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., объяснения представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей истца ТСЖ «Русь-75» по доверенности ФИО4, ФИО2, возражавших в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия суда апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников жилья «Русь-75» обратилось в суд с исковыми требованиями к ФИО1 обязать предоставить доступ к общему имуществу собственников для производства ремонтных работ общедомовых тепловых сетей.
В обоснование требований указано, что истец осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом № по <адрес>.
Ответчик является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 14.08.2020.
В связи с пролитием ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по указанному адресу, ТСЖ «Русь-75» просило собственника квартиры ФИО1 предоставить доступ в квартиру к сетям, однако ответчик в доступе отказывает без объяснения причин. Истец неоднократно направлял в адрес ответчика заявления о предоставлении доступа к тепловым сетям.
Обращения результата не дали.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ТСЖ «Русь-75» просило суд обязать ФИО1 немедленно, с момента вступления в законную силу решения суда, предоставить доступ к общему имуществу собственников, расположенному в <адрес> жилом <адрес> в <адрес>, представителям ТСЖ «Русь-75» для производства ремонтных работ общедомовых тепловых сетей. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 15 марта 2022 года исковые требования ТСЖ «Русь-75» удовлетворены.
ФИО1 обязана в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить представителям ТСЖ «Русь-75» доступ в принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для осмотра и производства ремонтных работ системы общедомовых тепловых сетей многоквартирного дома.
Взысканы с ФИО1 в пользу ТСЖ «Русь-75» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3, поддержала доводы апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель истца ТСЖ «Русь-75» по доверенности ФИО4, ФИО2, возражали в удовлетворении апелляционной жалобы.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суда апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичные положения закреплены и в пунктом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Из материалов дела усматривается, что ТСЖ «Русь-75» является управляющей компанией многоквартирного <адрес> в <адрес>.
ФИО1 является собственником <адрес> многоквартирного дома по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-14647107 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51 т. 1).
Из пояснений истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по адресу: <адрес> произошло пролитие.
По результатам обследования, проведенного в составе комиссии, состоящей из директора ФИО9, инженера-энергетика ПТО ФИО10, слесаря-сантехника ФИО11, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22 т. 1), согласно которому в <адрес> на момент обследования было установлено, что стояки отопления <адрес> комнате, выходящей на <адрес>, совмещенной с лоджией слева от окна, замурованы в стене, доступ к стоякам отопления не предоставлен. Имеется документ о самостоятельной перепланировке. Акт составлен на момент осмотра. ФИО1 с указанным актом не согласилась, о чем свидетельствуют письменные записи на нем (л.д. 22 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Приволжье» направило в адрес ФИО1 уведомление исх. № о необходимости предоставления доступа к стоякам отопления, для установления причины пролития и дальнейшего ремонта (л.д. 18 т. 1).
Указанное уведомление собственник <адрес> ФИО1 получила ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартир №№, 44, 46, 49, 72 в <адрес> составлен акт, из которого следует, что собственник <адрес> ФИО1 отказалась предоставить представителям ТСЖ «Русь-75» доступ в свою квартиру для проведения осмотра общего имущества дома (л.д. 23 т. 1).
ТСЖ «Русь-75» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в адрес ответчика с требованием (исх. №№) о предоставлении доступа представителям ТСЖ к стоякам отопления, расположенным в <адрес>, для установления причины пролития и дальнейшего режима (л.д. 20 т. 1).
Указанное требование получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44309555024313.
ДД.ММ.ГГГГ собственниками квартир №№, 44, 46, 49, 72 в <адрес> составлен акт, из которого следует, что собственник <адрес> ФИО1 отказалась предоставить представителям ТСЖ «Русь-75» доступ в свою квартиру для проведения осмотра общего имущества дома (л.д. 24 т. 1).
Порядок проведения осмотра жилого помещения уполномоченными на то лицами урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, подп. "б" п. 32 которых устанавливает, что исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Подпунктом "е" п. 34 названных Правил на потребителя возложена обязанность допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое и нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Из разъяснений, изложенных в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия ФИО1 по непредоставлению доступа в принадлежащую ей квартиру, нарушают права других жильцов дома и делает невозможным осмотр внутри домовых инженерных сетей многоквартирного дома и выполнение управляющей организацией обязательств по предоставлению проживающим в доме потребителям услуг надлежащего качества, и имеются основания для устранения такого нарушения путем возложения на ФИО12 обязанности обеспечить доступ ТСЖ «Русь-75» в квартиру расположенную по адресу: <адрес> для осмотра и производства ремонтных работ системы общедомовых тепловых сетей многоквартирного дома.
Иным способом устранить нарушение прав истца возможным не представляется.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном и неправильном толковании заявителем норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела не содержатся доказательства, свидетельствующего о том, что ФИО1 действительно препятствует доступу в квартиру, а также доказательства ее надлежащего уведомления об этом, не основаны на материалах дела.
Уведомления о необходимости обеспечить доступ к стоякам отопления направлялись в адрес ФИО1 по месту ее жительства по адресу ( Самара, <адрес>) ( л.д.18 - 22 т.1).
Однако требование ТСЖ исполнено не было.
ТСЖ в силу приведенных выше правовых норм имеет право осмотреть весь стояк, относящийся к общему имущества дома, а не выборочно, по усмотрению ответчика, лишь его некоторые элементы.
Позиция ответчика в ходе судебного разбирательства также позволяет сделать вывод об уклонении от выполнения законных требований ТСЖ по предоставлению доступа в квартиру.
С учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше положениями законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 15 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 июля 2022 г.