дело № 2-1-299/2023
12RS0016-01-2023-000407-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 22 июня 2023 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием старшего помощника Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о возложении обязанности актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с впоследствии уточненным иском к администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» о понуждении в срок до 31 декабря 2023 года актуализировать схемы водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения на территории городского округа «Город Козьмодемьянск». В обоснование иска указано, Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, деятельности администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» по выполнению обязанностей в сфере организации водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения населения
Проверкой установлено, что постановлениями администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 14.04.2015 № 170 и № 171 утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Козьмодемьянск» до 2029 года. Вместе с тем, несмотря на то, что актуализация схем теплоснабжения должна проводиться ежегодно, а актуализация схем водоснабжения и водоотведения должны была осуществляться в связи с вводом в эксплуатацию очистных сооружений 06 декабря 2020 года, заменой канализационных сетей 31 декабря 2020 года, модернизацией водопроводных сетей протяженностью 9,3 км в 2021 году, ответчиком не принято мер к их актуализации, с 2016 года по настоящее время такая актуализация не проводилась. Между тем, наличие актуализированных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения направлено на развитие централизованных систем городского округа «Город Козьмодемьянск» и является обязательным условием для предоставления субсидий из бюджета республики в целях софинансирования расходов по реализации мероприятий в сфере модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. 17 марта 2023 года главе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» внесено представление, содержащее требование об устранении данного нарушения федерального законодательства. Невыполнение ответчиком требований представления до настоящего времени послужило поводом для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц с изложенными требованиями.
В суде старший помощник Горномарийского межрайонного прокурора Щуплыгина М.А. уточненные требования иска поддержала по изложенным основаниями, просила их удовлетворить.
Ответчик администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» представителя в суд не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в представленном в суд отзыве на иск указала, что 9 июня 2023 года с ИП ФИО5 заключен договор по разработке (актуализации) схемы теплоснабжения городского округа. В настоящее время исполнителем рассчитывается стоимость работ по актуализации схемы водоснабжения и водоотведения, после чего планируется заключить договор на проведение работ. Возражения по существу иска не выражены.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Марикоммунэнерго», МУП «Водоканал» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» представителей в суд не направили, против удовлетворения изложенных требований не возражали.
Выслушав старшего помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
По смыслу статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в их интересах.
Как установлено в судебном заседании, Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка на соблюдение органами местного самоуправления требования законодательства об утверждении и актуализации схем теплоснабжения.
По итогам проведения проверки выявлены нарушения, следствием неустранения которых ответчиком в установленный срок послужило обращение Горномарийского межрайонного прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском с изложенными требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу пункт 4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782, схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются также органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, а также Республики Крым. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Схемы водоснабжения и водоотведения согласно пункту 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, представляют собой совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
В силу пункта 6 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения и подлежат актуализации в случае ввода в эксплуатацию построенных, реконструированных и модернизированных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О теплоснабжении» постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, согласно пункту 10 которых схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
В силу пункта 19 Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:
а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);
б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования);
в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).
По проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) проводятся публичные слушания, которые начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая актуализации схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения, в установленном порядке глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения (пункты 22, 38 Порядка разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения).
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем. Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (пункты 9,10 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения).
Судом установлено, что постановлениями администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 14 апреля 2015 года № 170, № 171 утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории «Городского округа «Город Козьмодемьянск» до 2029 года.
Из материалов дела следует, что в 2020 году в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» нацпроекта «Экология» в г. Козьмодемьянске построены очистные сооружения мощностью 5000 куб.м воды в сутки, объект введен в эксплуатацию 6 декабря 2020 года. В 2020 году реализована федеральная программа по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа свыше 60 процентов, в рамках которой обновлены канализационно-насосные станции, работы выполнены к 31 декабря 2020 года. В 2021 году в нижней части города проведена модернизация водопроводных сетей протяженностью 9,3 км.
Принимая во внимание, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о проведенной в 2020-2021 годах модернизации объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения городского округа «Город Козьмодемьянск», ранее утвержденная схема водоснабжения и водоотведения городского округа подлежит актуализации (корректировки) с учетом указанных изменений.
Однако представленными прокурором материалами подтверждается и ответчиком не оспаривается, что с 2016 года по настоящее время ежегодная актуализация схемы теплоснабжения городского округа, а также актуализация схем водоснабжения и водоотведения в связи со строительством новых очистных сооружений и модернизацией системы водоснабжения в г. Козьмодемьянске не проводилась.
Представлением Горномарийского межрайонного прокурора от 17 марта 2023 года № 86 октября 2022 года главе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» вменено в обязанность принять меры к актуализации схем тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Козьмодемьянск». До настоящего времени требования представления прокурора ответчиком не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу о бездействии администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», выразившемся в неисполнении обязанности по актуализации схем теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования. Вопреки требованиям части 1 статьи 56 ГПК РФ ответчиком не представлены доказательства исполнения возложенной на него законом обязанности. При этом обстоятельств, препятствующих исполнению этой обязанности, не установлено. Из представленного ответчиком договора на оказание услуг по актуализации (разработке) схемы теплоснабжения от 9 июня 2023 года следует, что меры по разработке проекта схемы теплоснабжения городского округа администрация начала предпринимать только после обращения прокурора в суд
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или угрозу для его нарушения.
Принимая во внимание, что ранее утвержденные схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, действующие на территории города Козьмодемьянска, вопреки приведенным требованиям закона длительное время не корректировались, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение актуальной информации относительно имеющихся источников тепло- и водоснабжения, их мощности, состояния, энергоемкости, экономичности, суд полагает требования прокурора о возложении на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» как ответственный орган местного самоуправления обязанности актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа законными и обоснованными.
Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая предпринимаемые ответчиком меры по добровольному исполнению предъявленных требований, отсутствие возражений по иску, суд находит разумными предлагаемые прокурором сроки для выполнения возложенной на администрацию обязанности по актуализации схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения - до 31 декабря 2023 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» (ИНН 1217003986) обязанность в срок до 31 декабря 2023 года актуализировать схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории городского округа «Город Козьмодемьянск».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 23 июня 2023 г.