Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-267/2022 ~ М-305/2022 от 28.10.2022

Дело № 2-267/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Городовиковск    15 ноября 2022 г.

Городовиковский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего:      Хокшановой Т.А.,

при помощнике судьи:      Унгарлиновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия в интересах Арсангириевой Камилы Тимуровны к Управлению образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований Министерству образования и науки Республики Калмыкия о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности включить в указанный список,

у с т а н о в и л:

Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд в интересах Арсангириевой Камилы Тимуровны к Управлению образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований Министерству образования и науки Республики Калмыкия о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности включить в указанный список, ссылаясь на следующее.

По результатам проверки прокуратуры Республики Калмыкия, проведенной на основании обращения сенатора Совета Федерации Федерального Собрания РФ Башкина А.Д. в защиту жилищных прав Арсангириевой К.Т., установлено, что Арсангириева К.Т. (Буринова Н.В.), 28 января 1986 г.р., является лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт смерти её матери установлен решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 22 января 1999 г., отца у нее не было. На основании решения исполнительного комитета Городовиковского районного Совета народных депутатов Калмыцкой АССР от 28 июля 1988 г. №197 Арсангириева К.Т. находилась под опекой Кокшуновой Р.Д. После смерти Кокшуновой Р.Д. опекунство было переоформлено на Буринову С.А. Жилое помещение за Арсангириевой К.Т. в период ее нахождения под опекой и попечительством не закреплялось. В период с 1988 г. по 2004 г. ни опекун, ни попечитель не поставили Арсангириеву К.Т. на жилищный учет для получения жилого помещения в льготном порядке. В настоящее время Арсангириева К.Т. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Республика Калмыкия, г.Городовиковск, ул.Горького, дом 90, кв.2. Указанное жилое помещение площадью 24,9 кв.м приобретено ею на средства материнского капитала и находится в долевой собственности по 1/3 доли на Арсангириеву К.Т. и ее двоих несовершеннолетних детей, в квартире зарегистрированы и проживают 5 человек, то есть на каждого приходится по 4,9 кв.м, что меньше учетной нормы – 12 кв.м, установленной в г.Городовиковске. 11 мая 2022 г. Арсангириева К.Т. обратилась с заявлением в Управление образования Городовиковского РМО РК о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако 22 мая 2022 г. получила отказ исх. №375 ввиду того, что по состоянию на 01 января 2013 г. ей было 26 лет и основания для обеспечения её жилым помещением специализированного жилищного фонда отсутствуют. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 г. №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства (далее – Правила). Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте РФ, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующим полномочиями законом субъекта РФ. В список включаются лица, достигшие возраста 23 лет, относившиеся к вышеуказанной категории, имеющие право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма или по договору найма специализированных жилых помещений, но в установленном порядке не вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не реализовавшие это право по состоянию на 01 января 2013 г. или после 01 января 2013 г. и не включенные в список.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, отраженной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., указанные лица, независимо от возраста и того обстоятельства, что ранее не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом №15-ФЗ с 01 января 2013 г.

С учетом этого Арсангириева К.Т. имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку оно у неё возникло в период действия Жилищного кодекса РСФСР и не реализовано было ею до 01 января 2013 г. В результате ненадлежащего исполнения опекуном Кокшуновой Р.Д. и попечителем Буриновой С.А. обязанностей по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Арсангириевой К.Т. ее жилищные права остались нереализованными, данное обстоятельство не является основанием для ущемления её прав как лица, относящегося к вышеуказанной льготной категории граждан. На этом основании, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор просил признать незаконным отказ Управления образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 12 мая 2022 г. во включении Арсангириевой К.Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать включить Арсангириеву К.Т. в указанный список.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Городовиковского района Республики Калмыкия Шорваев Д.Б., действующий по поручению прокурора Республики Калмыкия, поддержав исковые требования в полном объеме, пояснил, что жилищные права Арсангириевой К.Т. как лица, относящегося к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не были реализованы в результате юридической неграмотности ее опекуна и попечителя, а также бездействия органа опеки и попечительства. Считает, что отказ органа местного самоуправления во включении Арсангириевой К.Т. в список льготной категории граждан является незаконным и нарушает её жилищные права, в связи с чем просил заявленные требования удовлетворить.

Истец Арсангириева К.Т. исковые требования прокурора поддержала и просила удовлетворить их. При этом пояснила суду, что её мать Буринова Н.А. пропала без вести и судебным решением была признана умершей, отца она не знала, он был записан со слов матери. Она, ее сестра и брат находились под опекой двоюродной бабушки Кокшуновой Р.Д., после смерти которой попечителем над ними была назначена их тетя Буринова С.А. В период нахождения по опекой никто из органов опеки и попечительства к ним не приходил, не информировал их о возможности воспользоваться своим жилищным правом как сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 г. она обращалась за постановкой на учет как сирота в Администрацию г.Элисты, где в то время жила, но получила отказ, как достигшая 23 летнего возраста. В 2014 г., проживая в г.Городовиковске, в устной форме обращалась по поводу постановки на жилищный учет по льготной категории как сирота, но после разговора со специалистом органа опеки и попечительства Администрации Городовиковского РМО РК, заявление не подала. В 2015 г. приобрела жилье на средства материнского капитала и оформила его на себя и двоих малолетних детей. В этом году из «Интернета» узнала, что она все еще имеет право встать на учет как сирота и лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с чем написала соответствующее заявление в администрацию по месту жительства, но снова получила отказ. После этого обратилась в районную прокуратуру, откуда поступил отрицательный ответ. Тогда она обратилась за защитой своих прав в Фонд поддержки детей-сирот, там её обращение увидел сенатор Башкин, который обратился в Генеральную прокуратуру. Кроме того, пояснила, что её младшая сестра Буринова Е.В., 1990 г.р., успела встать на учет и реализовала свое право на получение жилого помещения как сирота, их брат Буринов А.В., 1982 г.р., погиб в 2015 г. при прохождении военной службы.

Представитель ответчика Управления образования Городовиковского РМО РК Назарова В.В., признав исковые требования, суду пояснила, что Арсангириева К.Т. обратилась к ним с заявлением о постановке на жилищный учет, но ей было отказано в связи с достижением ею предельного 23-летнего возраста в соответствии со ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Калмыкия Ангирова Б.Б. направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, одновременно указала, что по состоянию на 08 ноября 2022 г. Арсангириева К.Т. в сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет и за которыми сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями в Республике Калмыкия (Сводный список), не состоит. Исковые требования прокурора поддержала, просила удовлетворить их.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, просившего рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с ч.2 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019 г. №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила).

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 г. или после 01 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону №159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом №15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.

Препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее, до вступления в силу Федерального закона №15-ФЗ, до 1 января 2013 г., на учете как нуждающиеся в жилье.

С принятием Федерального закона №15-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вместо социального найма, в связи с чем им не вменяется обязанность становиться на учет как нуждающимся в жилом помещении в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

До 01 января 2013 г. в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись вне очереди, что, однако, не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет, так как жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только тем гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того, будут они получать его в порядке очереди или вне очереди (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Однако это не означает, что если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не встали или не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет, им следует отказывать в праве на получение жилого помещения.

Дети-сироты и лица из их числа, независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01 января 2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01 января 2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Необходимо учитывать, что право на жилищное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, было введено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г., введенным в действие с 01 января 1984 г. и утратившим силу с 01 марта 2005 г.

Учитывая, что гарантия на предоставление жилья возникла у Арсангириевой К.Т. в период действия Жилищного кодекса РСФСР, но так и не была реализована ею до 01 января 2013 г., следует рассматривать вопрос жилищного обеспечения таких лиц с учетом закрепления указанного права в Федеральном законе №15-ФЗ.

В соответствии с Правилами лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 г. или после 01 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом №159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Из материалов дела судом установлено, что Арсангириева К.Т. (Буринова Н.В.) ранее относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факт смерти её матери установлен решением Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 22 января 1999 г., в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери.

На основании решения исполнительного комитета Городовиковского районного Совета народных депутатов Калмыцкой АССР от 28 июля 1988 г. №197 Арсангириева К.Т. находилась под опекой Кокшуновой Р.Д. в период с 1988 г. по 2002 г. После смерти Кокшуновой Р.Д. опекунство переоформлено на Буринову С.А., под попечительством которой истец находилась по 2004 г. Жилое помещение за Арсангириевой К.Т. в период ее нахождения под опекой и попечительством не закреплялось, ввиду его отсутствия.

С момента установления над Арсангириевой К.Т. опекунства и до совершеннолетия (с 1988 по 2004 г.г.) действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно ч.1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Право детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения (при отсутствии жилья) в соответствии с жилищным законодательством предусмотрено как действующим семейным законодательством (ч.1 ст.148 СК РФ), так и ч.1 ст.149 Семейного кодекса РФ в редакциях от 01.03.1996 г., 02.01.2000 г., действовавших в период нахождения Арсангириевой К.Т. под опекой и попечительством.

    При этом положения ч.1 ст.145 Семейного кодекса РФ в редакции от 01 марта 1996 г., 02 января 2000 г. и ст.131 Кодекса о браке и семье РСФСР, утратившего силу в связи с принятием СК РФ от 29 декабря 1995 г., прямо закрепляли обязанность опекунов по защите прав и интересов подопечных.

В соответствии с действующим законодательством Арсангириева К.Т. подлежала постановке на квартирный учет по достижению 14 лет, т.е. в 2000 г. Однако она своевременно не была принята на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору социального найма, по независящим от нее обстоятельствам. В период нахождения Арсангириевой К.Т. под опекой и попечительством ни опекуном Кокшуновой Р.Д., ни попечителем Буриновой С.А., а также местным органом опеки и попечительства не предпринимались меры для своевременной постановки её на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В настоящее время истица совместно со своими несовершеннолетними детьми является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру площадью 24,9 кв.м., расположенную по адресу: Республика Калмыкия, г.Городовиковск, ул.Горького, дом 90, кв.2, которую приобрела на средства материнского капитала.

Согласно решению Собрания депутатов Городовиковского ГМО РК №40 от 29 июня 2007 г. «Об утверждении учетной нормы, нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в г.Городовиковске» установлена учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.

В соответствии с Актом № 1 от 20 октября 2022 г., составленным Городовиковским районным муниципальным образованием Республики Калмыкия о признании невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г.Городовиковск, ул.Горького, дом 90, кв.2, составляет 24,9 кв.м, с учетом проживающих в нем 5 человек, в том числе 3-х несовершеннолетних граждан, проживание Арсангириевой К.Т. в указанном жилом помещении признано невозможным.

11 мая 2022 г. Арсангириева К.Т. обратилась в Администрацию Городовиковского районного муниципального образования РК с заявлением о включении её в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Письмом Администрации Городовиковского районного муниципального образования РК от 22 мая 2022 г. за исх.№375 в удовлетворении заявления Арсангириевой К.Т. дан отказ, в виду достижения ею возраста 23 лет.

    Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" от 20 ноября 2013 г. следует, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что Арсангириева К.Т., относящаяся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, не реализовала свое жилищное право по независящим от нее обстоятельствам, так как ни опекуном, ни попечителем, ни органом опеки, в обязанность которого входило принятие мер по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и по обеспечению их жилой площадью, не предпринимались меры для своевременной постановки истца на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Неисполнение такой обязанности не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего реализации права гражданина на получение жилого помещения.

Поскольку истец с малолетнего возраста осталась без попечения родителей, находилась под опекой и попечительством, то на основании п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ у неё возникло право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Реализация данного права не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения опекуном и попечителем и органами опеки и попечительства обязанностей по учету указанной категории граждан в целях обеспечения возможности реализации права на жилое помещение.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.

Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к мнению, что требования прокурора в интересах Арсангириевой К.Т. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора Республики Калмыкия в интересах Арсангириевой Камилы Тимуровны к Управлению образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований Министерству образования и науки Республики Калмыкия о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности включить в указанный список - удовлетворить.

Признать отказ Управления образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 12 мая 2022 г. исх.№375 во включении Арсангириевой Камилы Тимуровны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным.

Обязать Управление образования Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия включить Арсангириеву Камилу Тимуровну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                 Т.А. Хокшанова

Копия верна: Судья: Т.А. Хокшанова

2-267/2022 ~ М-305/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Республики Калмыкия
Арсангириева Камила Тимуровна
Ответчики
Управление образования Горогдовиковского РМО РК
Другие
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Суд
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Хокшанова Т.А.
Дело на сайте суда
gorodovikovsky--kalm.sudrf.ru
28.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2022Передача материалов судье
01.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023Дело оформлено
27.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее