РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
26 апреля 2022 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.
при помощнике Логиновой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ожеговой А. С. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании присвоить льготный статус многодетной семье, предоставлении меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями к ответчику, с учетом уточнения л.д. 52, о признании незаконным решения от <дата> об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семье, обязании присвоить льготный статус, возложить обязанность по возмещению финансовых затрат по оплате детского сада и коммунальных услуг5088 руб. и 11583 руб. соответственно и в последующее время, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 руб., почтовые расходы 81 руб.
В обоснование требований истец указал, что обратилась с заявлением об установлении статуса многодетной семьи, так как имеет 3 несовершеннолетних детей, в чем истцу было отказано, так как ее дети не имеют постоянной регистрации в <адрес>. Указанное решение нарушает права истца.
В судебном заседании истец требования с учетом уточнения и доводы, изложенные в иске, поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях л.д. 36.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Ожегов А.В. в настоящее судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее требования истца поддержал.
Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Постановлением Правительства МО от <дата> N 822/30 утвержден Порядок присвоения льготного статуса многодетной семье в <адрес>.
Пунктом 20 указанного постановления установлено, что основаниями для отказа в присвоении (продлении) льготного статуса являются:
1) отсутствие у Заявителя права на присвоение (продление) льготного статуса в соответствии с законодательством <адрес>;
2) несоответствие информации, которая содержится в сведениях и документах, представленных Заявителем (представителем Заявителя), сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия;
3) лишение Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) родительских прав или ограничение в родительских правах в отношении ребенка (детей);
4) помещение ребенка (детей) на полное государственное обеспечение;
5) объявление ребенка (детей) в возрасте до 18 лет полностью дееспособным(и) в соответствии с законодательством Российской Федерации или приобретение им(и) дееспособности в полном объеме со времени вступления в брак.
Согласно пункту 25 постановления льготный статус присваивается на срок не более чем пять лет с даты принятия решения о его присвоении (продлении).
Материалами дела установлено:
Ожегова А.С., Ожегов А.В. состоят в браке, в семье трое несовершеннолетних детей Авдошин Д.А. 2006 года рождения, Ожегова А.А. 2021 года рождения, Авдошин П.А. 2016 года рождения л.д. 11, 12, 13, 33;
Истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семье;
Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Присвоение льготного статуса многодетной семье» ввиду отсутствия достоверных сведений о постоянной регистрации по месту жительства детей в <адрес> л.д. 7;
Указанное решение ответчиком принято на основании документов, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, согласно которым по состоянию на <дата> отсутствуют сведения о регистрации по месту жительства несовершеннолетних Авдошина П.А., Ожеговой А.П., Авдошина Д.А.
В части требований об оспаривании решения ответчика суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от <дата> N 5242-1, Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 713 и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что по общему правилу местом жительства лица признается место его регистрации по месту жительства, если иное не установлено судом.
В системе действующего правового регулирования Министерство социальной защиты, не наделено полномочиями по осуществлению судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (часть 1 и часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации),
Установление фактического места жительства лица, которое не совпадает с местом его регистрации по месту жительства, является прерогативой суда, осуществляется на предусмотренных процессуальным законодательством принципах судопроизводства, включая принципы состязательности, доказывания и оценки доказательств судом.
Иное применение действующего законодательства, подразумевающее возложение на Министерство социального развития обязанности устанавливать фактическое место жительства в <адрес> на основании доказательств, конкретный перечень которых не установлен нормативными правовыми актами, влечет возложение на ответчика не свойственных ему, как органу местного самоуправления, функций по оценке доказательств вне рамок процессуальных принципов судопроизводства, что, в свою очередь, ведет к правовой неопределенности, как в сфере реализации гражданами права на предоставление бесплатно многодетным семьям земельных участков, так и в сфере расходования бюджетных средств.
Таким образом, требование Министерства социального развития о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства в качестве предусмотренного законом подтверждения места жительства в <адрес> соответствует приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от <дата> N 5242- 1, Постановления Правительство Российской Федерации от <дата> N 713, <адрес> от <дата> ода N 36/2006-ОЗ, постановления <адрес> от <дата> N 1082/46 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика от <дата> об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семье, поскольку ответчик действовал в пределах своей компетенции и в соответствии с положениями действующего законодательства.
Вместе с тем, принимая во внимание представленные истцом доказательства, суд полагает возможным признать право многодетной семьи истца на присвоение льготного статуса.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу статьи 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Согласно материалам дела несовершеннолетние Ожегова А.А. зарегистрирована в <адрес> ул. <адрес> <дата>, до этого регистрацию не имела, Авдошин П.А. зарегистрирован там же с <дата>, Авдошин Д.А. имеет временную регистрацию по указанному адресу с <дата> по <дата>, постоянно зарегистрирован по адресу г.<адрес> Маяковского <адрес> <дата>, а также истец Ожегова А.С. и Ожегов А.В. зарегистрированы по названному адресу с <дата> и <дата> соответственно л.д. 13 (оборот), 14,18-19, 29 54 ;
Несовершеннолетний Авдошин Д.А. с <дата> обучается ГКОУМО кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой по адресу <адрес>, находится на неполном государственном обеспечении л.д. 53, в период с 2017 года по <дата> обучался в МБОУ СОШ № <адрес> л.д 9, прикреплен к детской поликлинике <адрес> с сентября 2017 года л.д. 10.
В силу ст. 2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что семья истца по месту регистрации Авдошина Д.А. статус многодетной семьи не присваивался л.д. 35, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания несовершеннолетнего Авдошина Д.А. в <адрес>, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для присвоения многодетной семье льготного статуса, в связи с чем на Министерство социального развития <адрес> подлежит возложению обязанность присвоить льготный статус семье истца с <дата> – дня принятия оспариваемого решения.
В части требований о возложении на ответчика обязанности по возмещению финансовых затрат истца на оплату детского сада, коммунальных услуг:
В соответствии с 4 статьи 21 Закона о мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес> меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании:
сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается <адрес>, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи;
ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях.
Принимая во внимание, что в настоящее время льготный статус семье не присвоен, истец не лишена права обратиться с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки после присвоения испрашиваемого статуса, в настоящее время право истца не нарушено, судебной защиты не требует.
Требование о взыскании с ответчика судебных расходов удовлетворению не подлежит, поскольку по смыслу статей 98, 100 ГПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение настоящего дела фактически направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса истца, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ожеговой А. С. к Министерству социального развития <адрес> об оспаривании решения, обязании присвоить льготный статус многодетной семье, предоставлении меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития <адрес> присвоить семье Ожеговой А. С. в составе - муж Ожегов А. В., несовершеннолетние дети Авдошин Д. А., Авдошин П. А., Ожегова А. А.вна льготной статус многодетной семьи с <дата>.
В удовлетворении требований о признании решения незаконным, предоставлении мер социальной поддержки, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья И.А.Голубятникова