Дело № 2-360/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колосковой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
20 января 2015 года гражданское дело по иску Прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение участка автодороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Дорожному агентству Республики Коми об обязании обеспечить стационарным электрическим освещением автомобильную дорогу «...-...» км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000 в соответствии нормативными требованиями (ГОСТ Р 50597-93 «Требование к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц»).
В обоснование иска указано, что в результате проведенной проверки соблюдения требований федерального законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, выявлены нарушения, а именно на автомобильной дороге «...-...» на км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000 отсутствует освещение в темное время суток, что не соответствует нормативным требованиям (ГОСТ Р 50597-93 «Требование к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц»).
В судебном заседании прокурор Загиделина Л.В. на удовлетворении требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика Смирнов С.А. с иском не согласился.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 утвержден ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как следует из акта обследования от ** ** **., в ходе проверки установлено, что на автомобильной дороге «...-...» км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000 отсутствует наружное освещение на всей протяженности указанного участка.
Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93, «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены требования к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц.
Включение наружных осветительных установок должно производиться в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1 стандарта).
Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк (п. 4.6.2 стандарта).
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3 стандарта).
Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч (п. 4.6.4 стандарта).
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5 стандарта).
Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. № 270-ст, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено наличие стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах как средство улучшения условий видимости.
Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
В силу вышеприведенных требований государственных стандартов, спорные участки должны быть освещены, и выполнение указанных стандартов является обязательным.
В силу ст. 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти:
- осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог
регионального или межмуниципального значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт,
ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального
значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской
Федерации на указанные цели.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу вышеприведенных требований содержание и ремонт дорог на автомобильных дорогах регионального значения является расходным обязательством Республики Коми.
Пунктом 1 «Положения о Дорожном агентстве Республике Коми», утвержденного Постановлением Правительства РК от 07.02.2005 № 16, установлено, что Дорожное агентство Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в области автомобильного транспорта в Республике Коми, использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, предоставляющим государственные услуги в области использования автомобильных дорог, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 № 438-р утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Республики Коми, согласно которому автодорога «...-...» на км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000, является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, которая состоит на балансе Дорожного агентства Республики Коми.
Следовательно, обязанность содержания региональных автомобильных дорог возложена на Дорожное Агентство РК, основными функциями которого является содержание автомобильных дорог.
Таким образом, требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Дорожному агентству Республики Коми об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение участка автодороги «...-...» км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000 в соответствии нормативными требованиями (ГОСТ Р 50597-93 «Требование к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц»), подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Дорожному агентству Республики Коми об обязании обеспечить стационарное электрическое освещение участка автодороги, удовлетворить.
Обязать Дорожное агентство Республики Коми обеспечить стационарным электрическим освещением автомобильную дорогу «...-...» км. 181 подъезд к с. ... с км 1+100 по км. 6+000 в соответствии нормативными требованиями (ГОСТ Р 50597-93 «Требование к техническим средствам организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц»).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Копия верна: судья -