Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-164/2024 ~ М-108/2024 от 18.03.2024

Дело № 2-164/2024

75RS0004-01 -2024-000207-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    21 мая 2024 г.    г. Балей

Балейский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.М., при секретаре судебного заседания Алексеевой Ю.В.,

с участием прокурора Ерковича Д.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Ундинское», МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр", Администрации муниципального района "Балейский район" об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам проведенной проверки соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности в местах массового пребывания в доме культуры, расположенном по <адрес> установлено следующее. Согласно информации от 01.03.2024 года, поступившей в межрайонную прокуратуру из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, на указанном объекте не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. На объекте защиты отсутствует техническая документация, а именно проектная документация, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты. Автоматическая система пожарной сигнализации на момент проверки находилась в неисправном состоянии, не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку необеспеченность мер пожарной безопасности объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта.

Балейский межрайонный прокурор, с учётом уточнений, просил суд обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" осуществить следующие мероприятия по пожарной безопасности в отношении помещения дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> «А»: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на

системы противопожарной защиты; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; привести в исправное состояние автоматическую систему пожарной сигнализации, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать выполнение МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" выполнение следующих мероприятий в отношении помещения дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> «А»: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; привести в исправное состояние автоматическую систему пожарной сигнализации

Определением от 18 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет культуры администрации МР «Балейский район».

Протокольным определением от 23 апреля 2024 года Администрации муниципального района "Балейский район" привлечена к участию в деле в качестве ответчика.

В судебном заседании прокурор Еркович Д.Я. от исковых требований в части возложения обязанности: разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности отказался, в остальной части заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчики администрация сельского поселения «Ундинское», администрация муниципального района "Балейский район"; третье лицо Комитет культуры администрации муниципального района «Балейский район» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика - МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" в судебное заседание не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, против исковых требований не возражал, в отзыве на иск пояснил, что в настоящее время разработана инструкция о мерах безопасности; просил предоставить разумный срок для исполнения решения суда.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ № 69) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Постановление № 1479) руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о

возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил № 1479 в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.

Согласно п. 10 Правил № 1479 в местах установки приемноконтрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.

В соответствии с п.п. «в» п. 35 Правил № 1479 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.

Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, сельское поселение «Ундинское» является собственником здания сельского дома культуры <адрес>).

30 декабря 2022 года между администрацией сельского поселения «Ундинское» и МУК «БМКДЦ» заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому здание клуба, расположенное по адресу: <адрес> передано МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в безвозмездное пользование в том числе для создания условий для обеспечения

населения сельского поселения «Ундинское» услугами по организации досуга и услугами по организации культуры л.д

Балейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования и как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности по <адрес> 01.03.2024 года проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр", расположенного по адресу: <адрес> «А», в ходе которой были выявлены нарушения пожарной безопасности: на объекте защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; отсутствует техническая документация, а именно проектная документация, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; автоматическая система пожарной сигнализации на момент проверки находилась в неисправном состоянии,

Ознакомившись с нарушениями требований пожарной безопасности, выявленными в МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" и нормативными правовыми актами, указанными истцом в обоснование несоблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что данный ответчик обязан соблюдать обязательные требования пожарной безопасности, а в случае допущения их нарушения, обязан устранить.

Представителем ответчика суду представлены инструкция о мерах пожарной безопасности МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр" (л). Как следует из материалов дела, до настоящего времени меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности и пожаротушения объекта в полном объёме не выполнены, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принимая во внимание все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора к основаны на требованиях закона, а, следовательно, подлежат удовлетворению в части не исполненных на момент рассмотрения дела требований.

    Судом установлено, что фактически правообладателем спорного здания дома культуры на праве безвозмездного пользования является МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр», в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес>» устранить нарушения требований пожарной

безопасности должна быть возложена на данное муниципальное учреждение культуры.

С учетом изложенного, поскольку администрация СП «Ундинское» является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении требований к администрации сельского поселения следует отказать.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по

финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 того же закона).

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в организации, осуществляющей культурно-досуговую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Из Устава МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» следует, что его учредителем является муниципальный район «Балейский район». Функции и полномочия учредителя выполняет Комитет культуры администрации муниципального района «Балейский район», собственника имущества - Отдел имущественных и земельных отношений администрации муниципального района «Балейский район».

Из полного наименования указанного учреждения, а также Устава следует, что дом культуры является муниципальным учреждением.

При таких обстоятельствах, обязанность по финансированию мер по обеспечению пожарной безопасности и пожаротушения, защищенности муниципального учреждения лежит на его учредителе - органе местного самоуправления.

С учетом изложенного, на Администрацию муниципального района "Балейский район" необходимо возложить обязанность профинансировать в доме культуры работы по устранению нарушения требований пожарной безопасности.

Обсуждая требования иска в части срока, до которого ответчики обязаны устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, суд принимает во внимание объемы финансирования учреждений, и полагает возможным предоставить МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр» срок исполнения решения в течении 3 месяцев с момента вступления, администрации муниципального района «Балейский район»- в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Доводы на недостаточность финансовых средств основанием для отказа в удовлетворении требований служить не могут. В силу положений статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

           Обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; привести автоматическую систему пожарной сигнализации в исправное состояние.

Возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» обязанность в течение 02 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать выполнение МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» указанных мероприятий.

В удовлетворении требований к Администрации сельского поселения «Ундинское» отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

         Судья:                                                                                              Т.М. Михайлова

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.

2-164/2024 ~ М-108/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр"
Администрация сельского поселения "Ундинское"
Администрация муниципального района "Балейский район"
Другие
Комитет культуры администрации МР "Балейский район"
Суд
Балейский городской суд Забайкальского края
Судья
Михайлова Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
baley--cht.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2024Дело оформлено
01.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее