Дело № 2-164/2024
75RS0004-01 -2024-000207-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2024 г. г. Балей
Балейский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Михайловой Т.М., при секретаре судебного заседания Алексеевой Ю.В.,
с участием прокурора Ерковича Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Ундинское», МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр", Администрации муниципального района "Балейский район" об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам проведенной проверки соблюдения законодательства РФ о пожарной безопасности в местах массового пребывания в доме культуры, расположенном по <адрес> установлено следующее. Согласно информации от 01.03.2024 года, поступившей в межрайонную прокуратуру из отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, на указанном объекте не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. На объекте защиты отсутствует техническая документация, а именно проектная документация, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты. Автоматическая система пожарной сигнализации на момент проверки находилась в неисправном состоянии, не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку необеспеченность мер пожарной безопасности объекта создает угрозу жизни и здоровью граждан, нормальному функционированию данного объекта.
Балейский межрайонный прокурор, с учётом уточнений, просил суд обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" осуществить следующие мероприятия по пожарной безопасности в отношении помещения дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> «А»: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на
системы противопожарной защиты; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; привести в исправное состояние автоматическую систему пожарной сигнализации, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района «Балейский район» в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать выполнение МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" выполнение следующих мероприятий в отношении помещения дома культуры, расположенного по адресу: <адрес> «А»: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; привести в исправное состояние автоматическую систему пожарной сигнализации
Определением от 18 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет культуры администрации МР «Балейский район».
Протокольным определением от 23 апреля 2024 года Администрации муниципального района "Балейский район" привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании прокурор Еркович Д.Я. от исковых требований в части возложения обязанности: разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности отказался, в остальной части заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчики администрация сельского поселения «Ундинское», администрация муниципального района "Балейский район"; третье лицо Комитет культуры администрации муниципального района «Балейский район» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика - МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" в судебное заседание не явился, предварительно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, против исковых требований не возражал, в отзыве на иск пояснил, что в настоящее время разработана инструкция о мерах безопасности; просил предоставить разумный срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности»), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ № 69) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Постановление № 1479) руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о
возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил № 1479 в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях.
Согласно п. 10 Правил № 1479 в местах установки приемноконтрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
В соответствии с п.п. «в» п. 35 Правил № 1479 запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
Как следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, сельское поселение «Ундинское» является собственником здания сельского дома культуры <адрес> (л№).
30 декабря 2022 года между администрацией сельского поселения «Ундинское» и МУК «БМКДЦ» заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому здание клуба, расположенное по адресу: <адрес> передано МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в безвозмездное пользование в том числе для создания условий для обеспечения
населения сельского поселения «Ундинское» услугами по организации досуга и услугами по организации культуры л.д№
Балейской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что согласно акту обследования и как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности по <адрес> 01.03.2024 года проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр", расположенного по адресу: <адрес> «А», в ходе которой были выявлены нарушения пожарной безопасности: на объекте защиты не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; отсутствует техническая документация, а именно проектная документация, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; автоматическая система пожарной сигнализации на момент проверки находилась в неисправном состоянии,
Ознакомившись с нарушениями требований пожарной безопасности, выявленными в МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр" и нормативными правовыми актами, указанными истцом в обоснование несоблюдения юридическим лицом обязательных требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что данный ответчик обязан соблюдать обязательные требования пожарной безопасности, а в случае допущения их нарушения, обязан устранить.
Представителем ответчика суду представлены инструкция о мерах пожарной безопасности МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр" (л№). Как следует из материалов дела, до настоящего времени меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности и пожаротушения объекта в полном объёме не выполнены, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, принимая во внимание все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора к основаны на требованиях закона, а, следовательно, подлежат удовлетворению в части не исполненных на момент рассмотрения дела требований.
Судом установлено, что фактически правообладателем спорного здания дома культуры на праве безвозмездного пользования является МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр», в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по оборудованию помещения клуба, расположенного по адресу: <адрес>» устранить нарушения требований пожарной
безопасности должна быть возложена на данное муниципальное учреждение культуры.
С учетом изложенного, поскольку администрация СП «Ундинское» является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении требований к администрации сельского поселения следует отказать.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по
финансовому обеспечению муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 того же закона).
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности граждан во время пребывания в организации, осуществляющей культурно-досуговую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Из Устава МУК «Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» следует, что его учредителем является муниципальный район «Балейский район». Функции и полномочия учредителя выполняет Комитет культуры администрации муниципального района «Балейский район», собственника имущества - Отдел имущественных и земельных отношений администрации муниципального района «Балейский район».
Из полного наименования указанного учреждения, а также Устава следует, что дом культуры является муниципальным учреждением.
При таких обстоятельствах, обязанность по финансированию мер по обеспечению пожарной безопасности и пожаротушения, защищенности муниципального учреждения лежит на его учредителе - органе местного самоуправления.
С учетом изложенного, на Администрацию муниципального района "Балейский район" необходимо возложить обязанность профинансировать в доме культуры работы по устранению нарушения требований пожарной безопасности.
Обсуждая требования иска в части срока, до которого ответчики обязаны устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, суд принимает во внимание объемы финансирования учреждений, и полагает возможным предоставить МУК "Балейский межпоселенческий культурнодосуговый центр» срок исполнения решения в течении 3 месяцев с момента вступления, администрации муниципального района «Балейский район»- в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы на недостаточность финансовых средств основанием для отказа в удовлетворении требований служить не могут. В силу положений статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Балейского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности: разработать проектную документацию, акты ввода в эксплуатацию на системы противопожарной защиты; привести автоматическую систему пожарной сигнализации в исправное состояние.
Возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» обязанность в течение 02 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, профинансировать выполнение МУК "Балейский межпоселенческий культурно-досуговый центр» указанных мероприятий.
В удовлетворении требований к Администрации сельского поселения «Ундинское» отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Судья: Т.М. Михайлова
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2024 года.