Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5667/2021 ~ М-4067/2021 от 15.10.2021

32RS0027-01-2021-007504-74

Дело № 2-5667/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года                    г. Брянск

Советский районный суд гор. Брянска в составе

председательствующего судьи                                                  Сочень Т.Ю.

при секретаре                                                                               Нехаевой Ю.А.

с участием истца                                                                          Мальченко Л.В.,

представителя истца, действующего на основании доверенности 32 АБ 1860476 от 14.09.2021 г., Мякишева Д.А.,

представителя ответчика, действующей на основании доверенности № 5-8261и от 25.12.2020 г., Капарчук О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальченко Леонида Владимировича к администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области об обжаловании приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мальченко Л.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является государственным гражданским служащим Брянской области. На основании служебного контракта от <дата> Мальченко Л.В. занимает должность <данные изъяты>. На основании приказа администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от <дата> №...-пр в отношении Мальченко Л.В. была проведена служебная проверка, в связи с опубликованием видеоролика о недопустимости принуждения сотрудников некоторых организаций к участию в медицинских процедурах, связанных с новой короновирусной инфекцией, в сети интернет по ссылке <данные изъяты>. По результатам проверки материалы дела были переданы на рассмотрение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Брянской области и урегулирования конфликта интересов в администрации губернатора Брянской области и Правительства Брянской области Заседание комиссии состоялось <дата> На основании протокола заседания комиссии и заключения по результатам проведения служебной проверки <дата> издан приказ №...-пр, которым Мальченко Л.В. было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Истец не согласен с указанным дисциплинарным взысканием, поскольку в указанной ситуации выступал, как частное лицо, а не как гражданский служащий, а в обращении нет высказываний о деятельности государственных органов и их руководителей, в ролике идет речь о принудительной вакцинации. На основании изложенного, истец просил суд отменить приказ Администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от <дата> №...-пр, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании истец Мальченко Л.В., его представитель Мякишев Д.А. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Капарчук О.Н. требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Частью 1 статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 79-ФЗ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, направлена на реализацию публичных интересов; ее специфика предопределяет правовой статус государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), в который включаются обусловленные характером их деятельности права, особенные обязанности, соответствующие ограничения, определенные гарантии, а также особые требования к их личным и деловым качествам.

Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать установленные запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы, требования к служебному ведению и основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих, установленные Федеральным законом № 79-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года №    885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и Кодексом этики.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В частности, в соответствии с пунктом 10 части первой статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности, а в силу пункта 4 Кодекса этики каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса этики, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса этики.

Основными принципами служебного поведения гражданских служащих, являющимися основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе, в частности являются: гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы (подпункт «ж» пункта 10 Кодекса этики); воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего (подпункт «п» пункта 10 Кодекса этики).

Кроме того, статья 18 Федерального закона № 79-ФЗ предъявляет следующие требования к служебному поведению гражданского служащего, а именно: гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих (пункт 6 части первой статьи 18); не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа (пункт 13 части 1 статьи 18).

В силу п. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Согласно п. 1 - 7 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок проведения служебной проверки установлен ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, из которого следует, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего (п. 1).

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (п. 2).

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа (п. 4).

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (п. 6).

Гражданский служащий имеет право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки (п. 8).

В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ положения Трудового кодекса РФ также подлежат применению к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Мальченко Л.В. является государственным гражданским служащим Брянской области.

На основании служебного контракта от <дата> Мальченко Л.В. занимает должность <данные изъяты>

<дата> истец, создал группу в социальной сети ВКонтакте <данные изъяты>, где разместил свое видеообращение «Брянск против принудительной вакцинации!», в котором допустил публичные высказывания, суждения и оценки, имеющие смысл возражения, порицания необходимости проведения профилактической прививки по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеющей цель защиты таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека при угрозе возникновения и распространения опасного инфекционного заболевания и распространил необоснованную информацию о понудительных действиях руководителей по вакцинированию.

<дата> приказом администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области №...-пр в отношении Мальченко Л.В, назначена служебная проверка по данному факту публичных высказываний в средствах массовой информации и создана комиссия по ее проведению. От дачи письменных объяснений Мальченко Л.В. отказался, о чем составлены соответствующие акты от <дата>, от <дата>, от <дата>.

<дата> согласно заключению по результатам проведения служебной проверки комиссией были установлены признаки нарушений Мальченко Л.В.: пункта 10 части первой статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (запрет гражданскому служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности); пункта 14 части первой статьи 18 Федерального закона 79-ФЗ (обязанность соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации); подпунктов «ж», «п», «р» пункта 10 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16 декабря 2013 года № 726-п.

<дата> материалы служебной проверки представлены для рассмотрения на заседании комиссии администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Брянской области и урегулированию конфликта интересов, поскольку в соответствии с пунктами 3, 4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению Государственных гражданских служащих Брянской области и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 12.05.2015 № 133, вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению, нарушением гражданскими служащими положений Кодекса этики, ограничений и запретов подлежат рассмотрению указанной комиссией.

<дата> было проведено заседание комиссии администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Брянской области и урегулированию конфликта интересов.

О времени, месте, основаниях проведения заседания комиссии, возможности ознакомиться с информацией, содержащей основания для проведения заседания миссии, истец заблаговременно уведомлен письмом управления государственной службы и кадров администрации Губернатора Брянской области и Правительства янской области от <дата> №...-ОПК, направленном заказным письмом с уведомлением в адрес гражданского служащего (почтовое уведомление с отметкой о вручении от <дата>).

На заседание комиссии Мальченко Л.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте её проведения, не явился, пояснений не представил, на телефонные звонки не отвечал, что отражено в протоколе заседания комиссии от <дата> №....

На основании протокола заседания от <дата> №... комиссией установлено, что истец нарушил пункт 10 части первой статьи 17 Федерального она № 79-ФЗ, подпункт «ж» пункта 10 Кодекса этики, подпункт «п» пункта 10 Кодекса этики, пункт 13 части первой статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ, принято решение осудить поступок Мальченко Л.В. и указать на необходимость принять меры по недопущению таких действий, рекомендовать представителю нанимателя (работодателю) применить в отношении Мальченко Л.В. соответствующую меру ответственности.

<дата> приказом администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области №...-пр к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к следующему.

В должностных обязанностях Мальченко Л.В. не закреплено право на публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

В рамках своей профессиональной служебной деятельности гражданский служащий обязан обеспечивать исполнение полномочий государственных органов. Напротив, допущенные гражданским служащим публичные высказывания, суждения и оценки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, имеющие смысл возражения, порицания общественно значимой темы, касающейся вакцинирования против новой коронавирусной инфекции COVID-19, могут не только затруднить поддержание отношений служебной лояльности и сдержанности, но и подорвать авторитет государственной власти в целом, дискредитируя целенаправленную политику государства и Брянской области по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с тем, что эпидемиологическая ситуация по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-19) расценена главным государственным санитарным врачом по Брянской области как неблагополучная, постановлением от 26 июня 2021 года № 4 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» введены категории (группы) граждан, подлежащие обязательной вакцинации на территории Брянской области.

Допущенные истцом публичные высказывания не были обусловлены общественными интересами, а сводились к достижению личных целей - вызвать общественный резонанс общественно значимой темы вакцинирования против новой короновирусной инфекции COVID-19 и, тем самым, привлечь наибольшее количество просмотров и подписчиков на своем интернет-ресурсе.

Позиция истца о том, что его публичные высказывания, суждения и оценки произведены от имени частного лица, а не государственного гражданского служащего не имеет правового значения, поскольку, являясь государственным гражданским служащим, истец обязан соблюдать запреты и ограничения, установленные для государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что применение дисциплинарного взыскания, было обусловлено нормами трудового законодательства, а также нормами Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», процедура привлечения лица к дисциплинарной ответственности нарушена не была.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Поскольку в рамках разрешения настоящего спора факта неправомерности дисциплинарного взыскания не установлено, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. по ст. 237 ТК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.12.2021 ░░░░.

2-5667/2021 ~ М-4067/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мальченко Леонид Владимирович
Ответчики
Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области
Другие
Мякишев Дмитрий Александрович
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022Дело оформлено
22.08.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее