Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-123/2020 от 02.09.2020

№"> Бобылева К.В"> №">

5

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Фролова О.С. Дело № 7-123/2020

Р Е Ш Е Н И Е

17 сентября 2020 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу Максимова Виктора Сергеевича на постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 4 августа 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 5-639/2020),

У С Т А Н О В И Л:

18 июля 2020 года начальником дневной смены отдела режима и надзора ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области в отношении Максимова В.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).

Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в карцере № ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области обвиняемый Максимов В.С. развернул объектив видеокамеры, чем воспрепятствовал исполнению служебных обязанностей оператору ОРН.

Постановлением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 4 августа 2020 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе Максимов В.С. просит отменить постановление судьи, считая нарушенным право на личное участие в рассмотрении дела.

Выслушав Максимова В.С., поддержавшего жалобу посредством видеоконференц-связи, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.

Как видно из материалов дела, Максимов В.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228.1 УК РФ приговором Елецкого городского суда Липецкой области от 22 мая 2020 года, и на основании указанного приговора суда, не вступившего в законную силу, 22 мая 2020 года был помещен в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области.

Также Максимов В.С. является обвиняемым в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ, и с 17 июня 2020 года числится за следователем Елецкого МСО СУ СК на основании статьи 77-1 УИК РФ (л.д.15).

В соответствии с частью 2 статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РФ обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным.

В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2).

Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3).

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).

В соответствии с пунктом 16 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года №295, осужденные обязаны соблюдать законные требования работников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с абзацем 10 пункта 168 приказа Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 года N295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, запрещается заклеивать объективы камер видеонаблюдения или иным способом приводить их в нерабочее состояние.

Статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрены меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, определены Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также "Правилами поведения подозреваемых и обвиняемых", утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года №189 (Приложение №1).

В соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание а виде лишения свободы (статья 7).

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (статья 10).

Подозреваемые и обвиняемые, в частности, обязаны:

- соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;

- не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей (статья 36).

За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания:

выговор;

водворение в карцер или в одиночную камеры на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых - на срок до семи суток (статьи 38).

В соответствии с указанными выше "Правилами поведения подозреваемых и обвиняемых" подозреваемым и обвиняемым запрещается, в частности, закрывать объектив видеокамеры либо иными способами препятствовать осуществлению надзора с использованием видеотехники.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, соблюдение режимных правил является обязанностью как осужденных, так и лиц, содержащихся под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых)

Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обеспечение общественной безопасности означает комплекс мероприятий, направленный на достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, а также повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно от террористических угроз (пункт 4 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 года).

Под общественным порядком следует понимать совокупность установленных в обществе и государстве правил поведения между людьми, общепризнанных и закрепленных в нормативных правовых актах, а также являющихся обычаями, традициями и нравственными нормами.

Обеспечение общественного порядка подразумевает деятельность уполномоченных должностных лиц по охране прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также общества и государства, в том числе путем борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, установления режима законности в деятельности государственных и негосударственных структур.

Исходя же из содержания частей 1 и 2 статьи 19.3 КоАП РФ, частью 1 данной нормы установлена административная ответственность за деяния, совершенные в связи с исполнением соответствующими должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а частью 2 - в связи с исполнением соответствующим должностными лицами обязанностей по обеспечению безопасности и охране учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Поскольку соблюдение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, соответствующих режимных правил пенитенциарных учреждений относится к сфере специально урегулированных внутренних правоотношений, деяния, связанные с нарушением установленного порядка отбывания наказания и (или) правил поведения подозреваемых и обвиняемых, не могут квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Соответственно, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, выражающегося в неповиновении или воспрепятствованию сотрудникам органов или учреждений уголовно-исполнительной системы при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, являются иные лица (посетители исправительных учреждений, адвокаты, и т.д.), деяния которых не связаны с нарушением установленного порядка отбывания наказания (правил поведения подозреваемых и обвиняемых).

При этом частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, также исключены из числа субъектов административного правонарушения, на что в данной норме имеется специальное указание.

Поскольку Максимову В.С. вменено развертывание объектива видеокамеры, установленной в карцере №, что содержит формальные признаки нарушения установленного порядка содержания в пенитенциарном учреждении, и обусловливает возможность применения специальных мер ответственности, основания для привлечения его к административной ответственности отсутствовали.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении было правильно прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Довод Максимова В.С. относительно несвоевременного извещения о рассмотрении дела признается несостоятельным, поскольку соответствующее извещение он получил 3 августа 2020 года (л.д.25), однако не заявил о личном участии в рассмотрении дела, в том числе, посредством видеоконференц-связи, и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела по каким-либо причинам.

При пересмотре обжалуемого решения Максимов В.С. участвовал лично посредством видеоконференц-связи, в полной мере реализовал свои процессуальные права, в том числе, дал объяснения, но не привел каких-либо доводов, способных повлечь отмену постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 4 августа 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ в отношении Максимова В.С. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.

7-123/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Максимов Виктор Сергеевич
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Букреев Д.Ю.
Статьи

ст. 19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--lpk.sudrf.ru
02.09.2020Материалы переданы в производство судье
17.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее