Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-699/2023 ~ М-696/2023 от 12.05.2023

Дело № 2-699/2023

...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,

с участием заместителя прокурора Усть-Вымского района Республики Коми Мештбаева А.К., действующего по поручению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора,

представителя ответчика ООО «УК «Жилищный комплекс» А., действующей по доверенности от 10.10.2022,

рассмотрев 19 июня 2023 года в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный комплекс» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания «Жилищный комплекс» (далее - ООО «УК «Жилищный комплекс») об обязании организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов: (...); обязании организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп от потребителей (собственников, нанимателей и пользователей жилых помещений в данных многоквартирных домах) операторами по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами из мест накопления ламп в срок до 01.09.2023.

В обоснование иска указано, что ООО «УК «Жилищный комплекс» осуществляет деятельность по управлению вышеназванных 46 многоквартирных домов, в которых не организованы места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, что не соответствует требованиям природоохранного законодательства.

По данному факту 22.12.2022 Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой в адрес ООО «УК «Жилищный комплекс» внесено представление об устранении выявленных нарушений. В своём ответе управляющая организация подтвердила факт отсутствия организованных мест накопления ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах, при этом сообщила, что по ул.... в районе дома № ... и ул.... в районе дома № ... для этих целей установлены контейнеры.

Между тем, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп должны создаваться на территории общедомового имущества каждого многоквартирного дома, в противном случае создается угроза бесконтрольного накапливания ртутьсодержащих отходов в общих контейнерах для сбора твердых бытовых отходов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Таким образом, несоблюдение Обществом требований природоохранного законодательства создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей природной среде.

В судебном заседании заместитель прокурора Мештбаев А.К. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив срок исполнения обязанности по организации мест накопления и сбора отработанных ртутьсодержащих ламп - до 31.12.2023.

Представитель ответчика ООО «УК «Жилищный комплекс» А. исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора признала в полном объеме, о чем суду представила письменное заявление.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации

В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов капитального строительства регламентированы положениями ч.1 ст.39 Закона № 7-ФЗ, согласно которой эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст.51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Статьёй 4.1 Закона № 89-ФЗ определено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, имеющие код 4 71101 01 52 1, отнесены Федеральным классификационным каталогом, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, к отходам I класса опасности, т.е. к чрезвычайно опасным отходам.

Согласно ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В соответствии с п.п. «д(1)» п.11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

При этом, в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройств; объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п.2 п.п. «е»,«ж»).

Положениями п.26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передаче в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила № 2314).

В силу п.4 Правил № 2314 места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (собственников, нанимателей, пользователей помещений в многоквартирных домах) определяются управляющими компаниями, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В соответствии с п.9 Правил № 2314 транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В силу п.11 Правил № 2314 сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по организации создания мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, на территории, относящейся к общему имуществу собственников каждого многоквартирного дома, и организации сбора от населения отработанных отходов возложена законодателем на управляющие компании.

Судом установлено, что на основании договоров на управление многоквартирными домами ООО «УК «Жилищный комплекс» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в (...).

В ходе проверки Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения ООО «УК «Жилищный комплекс» законодательства об отходах производства и потребления в части накопления и сбора отходов от осветительных устройств и электрических ламп.

22.12.2022 Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором в адрес генерального директора ООО «УК «Жилищный комплекс» В. внесено представление № ... об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления I и II класса опасности, которое управляющей компанией было рассмотрено, выявленные нарушения признаны, прокуратура уведомлена о принятии ряда мер по заключению с ООО «Усть-Вымская управляющая компания» договора на техническое обслуживание, организации профессионального обучения ответственных за обращение с отходами 1-4 классов опасности, разработке и утверждению паспорта отходов 1-4 класса опасности.

До настоящего времени требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора по организации мест накопления и сбора отработанных ртутьсодержащих ламп ответчиком не исполнены. Доказательств обратного последним не представлено.

Неисполнение управляющей компанией в добровольном порядке своих обязательств по организации мест для накопления ламп, их сбора послужило поводом для обращения надзорного органа в суд с настоящим иском.

ООО «УК «Жилищный комплекс» исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора лиц признаны в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск.

Частью 2 той же статьи установлено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно абз.2 ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд, руководствуясь ст.39, ч.4.1 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что признание иска сделано ООО «УК «Жилищный комплекс», осведомленном о последствиях такого признания, добровольно, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, направлено в защиту прав жильцов многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества, и жителей ... в целом, принимает признание иска ответчиком, что в силу ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение исковых требований Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора.

Принимая во внимание характер выявленных нарушений, комплекс мероприятий и объем работ, которые ответчиком необходимо провести для их полного устранения, суд полагает возможным установить предложенный прокурором срок для исполнения требований действующего законодательства - до 31.12.2023, признавая его разумным, отвечающим принципу исполнимости судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищный комплекс» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилищный комплекс» (ИНН 1101174661, ОГРН 1221100003387) в срок до 31.12.2023:

-организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общедомовым имуществом, для потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в (...);

- организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп из мест их накопления операторами от потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями жилых помещений в данных многоквартирных домах.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

...

Судья... М.Н.Таскаева

...

...

2-699/2023 ~ М-696/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "УК Жилищный комплекс"
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Таскаева Мария Николаевна
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
12.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2023Дело оформлено
27.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее