25RS0007-01-2022-003551-89
Дело № 2-1990/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г. Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Кириенко К.В.,
при помощнике судьи Зябкиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.Д.И. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности,
установил:
И.Д.И. обратился в суд с указанным иском, в обоснование требований указав, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла <дата>, отец – <дата> Истец жилым помещением не обеспечен, в собственности либо на ином праве квартиры не имеет, он включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 22.02.2018 поставлен на специализированный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам специализированного жилого помещения. Однако, по настоящее время истец не обеспечен жилым помещением. Просит суд возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность предоставить ему как лицу из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке квартиру по договору специализированного найма площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом в ходе производства по делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Правительство Приморского края и Министерство образования и науки Приморского края.
В судебное заседание И.Д.И.. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности Чуравская О.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований. Поясняет, что истец стоит в очереди, исходя из очередности, ему будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что при предоставлении истцу жилья во внеочередном порядке будут нарушены права других лиц, состоящих в очереди. В случае удовлетворения исковых требований просит установить срок исполнения решения суда – 1 год.
Представители третьих лиц Правительства Приморского края и Министерства образования и науки Приморского края не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Представителем третьего лица Правительства Приморского края, направлен отзыв на исковое заявление, в котором он с требованиями не соглашается, указывая, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Артемовского городского округа.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
В соответствии со ст. 5 указанного Закона в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов Приморского края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Согласно ст. 2 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, в том числе в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.
Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Артемовский городской округ (ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ).
Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Статьей 3 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 7 Закона ПК № 433-КЗ).
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Из материалов дела следует, что И.Д.И.. является лицом, которое относилось к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигло возраста 23 лет. Его мать умерла <дата>, отец – <дата>.
Согласно акту осмотра от 29.07.2022 в результате обследования жилого дома, в котором ранее проживал И.Д.И.., данный жилой дом на основании распоряжения администрации Артемовского городского округа № 232-ра от 16.04.2018 признан непригодным для проживания по причине уничтожения при пожаре.
И.Д.И.. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, что подтверждается распоряжением Управления опеки и попечительства администрации Артемовского городского округа от 22.02.2018 № 107-ру.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Доводы ответчика о невозможности предоставления И.Д.И.. жилого помещения без нарушения интересов лиц, состоящих в реестре, не являются основанием для отказа в иске, поскольку установленный порядок не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав.
Поскольку в судебном заседании установлено, что И.Д.И.., относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, исковые требования о возложении обязанности обеспечить его жильем на основании договора найма специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Учитывая объем возлагаемой на ответчика обязанности и необходимых временных затрат для исполнения судебного акта, принципы разумности и справедливости, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовые расходы по отправке копии искового заявления ответчику – 68,2 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования И.Д.И. к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность обеспечить И.Д.И., благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории Артемовского городского округа в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Артемовского городского округа в пользу И.Д.И. расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., почтовые расходы – 68,2 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2022.
Судья К.В. Кириенко