К делу № 2-2629/2023
23RS0050-01-2023-002821-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 09 января 2024 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Зенина А.В.
при секретаре судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства Темрюкского районного суда Краснодарского края Сытник Т.И.,
с участием истца Сепанян Г.А., его представителя Писаревой Ю.В., представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Клыковой М.А., представителя третьего лица - администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района по доверенности Трусова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Муниципального образовании Темрюкский район об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Степанян Г.А. обратился в суд с иском к ответчику об установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв. м, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по адресу: <адрес> - в соответствии с координатами, представленными на стр. 6-7 межевого плана.
В обоснование требований ссылается на то, что Степанян Г.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью по фактическому пользованию 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, расположенного по адресу: <адрес>, который был предоставлен истцу в собственность на основании Постановления главы администрации Таманского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
На принадлежащем истцу земельном участке строения и сооружения отсутствуют, как и не установлены в соответствии с действующим законодательством границы земельного участка.
С целью установления границ истец обратился к кадастровому инженеру ФИО2 для осуществления межевания земельного участка на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ №.
В результате был подготовлен межевой план в связи с уточнением описания местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым №.
В ввиду отсутствия сведений о границах уточняемого участка местоположение границ земельного участка определено по фактическому пользованию с учетом местоположения границ смежных земельных участков.
Были проведены работы по определению координат узловых и поворотных точек границ уточняемого земельного участка. Границы земельного участка закреплены на местности искусственным сооружением - забор. Работы выполнены в системе координат МСК-23. Межевой план был подготовлен в соответствии с фактическими границами земельного участка. <адрес> земельного участка составила 1000 кв.м.
В ходе проведения кадастровых работ установлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах кадастровых кварталов №
После подготовки межевого плана истцом были поданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для осуществления действий по кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
По результатам рассмотрения его заявления об осуществлении кадастрового учета Управлением Росреестра по Краснодарскому краю вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета от «20» июня 2023 года № № Причиной отказа кадастрового учета послужило отсутствие документов, подтверждающих владение земельным участком по фактически установленным границам.
С действиями Управления Росреестра по Краснодарскому краю истец не согласен, поскольку считает, что границы принадлежащего ему земельного участка могут быть установлены по фактическому пользованию.
В связи с изложенными обстоятельствами, Степанян Г.А. вынужден обратиться за защитой своих прав в судебном порядке.
В письменных возражениях представитель администрации МО Темрюкский район Клыкова М.А. просит в удовлетворении требований отказать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района.
В судебном заседании Степанян Г.А. и его представитель Писарева Ю.В. поддержали заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представители администрации МО Темрюкский район Клыкова М.А. и администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района Трусов О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель Темрюкского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Проверив письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и по правилам ст. 67 ГПК РФ, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Вышеуказанный земельный участок был предоставлен Степанян Г.А. в собственность на основании Постановления главы администрации Таманского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.39).
Согласно п. 4.4 вышеуказанного постановления, срок окончания строительства три года с момента принятия постановления сельсовета.
До настоящего времени границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, соответственно определить его точное местоположение не представляется возможным. Категория и вид разрешенного использования земельного участка не установлены.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка истцом произведены соответствующие кадастровые работы, что отражено в межевом плане, подготовленном ИП ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения кадастровых работ установлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах кадастровых кварталов №.
Местоположение границы земельного участка:
по границе от 9 до 7 не подлежит согласованию, так как смежный земельный участок с кадастровым номером №19 имеет границы, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства и в ходе проведения кадастровых работ, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства и в ходе проведения кадастровых работ данная граница не изменилась;
по границе 7 до н3 не подлежит согласованию, так как смежный земельный участок с кадастровым номером № имеет установленные границы;
по границе от н3 до 9 не подлежит согласованию, так как смежный земельный участок относится к землям общего пользования.
В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается, в частности, на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу статей 301, 304, 305 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные ст. 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
По смыслу данных в п.п. 2, 52, 53, 56 постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснений, иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка (иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения), должно рассматриваться в исковом порядке.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ст. 64 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 60 Земельного Кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В связи с отсутствием карт (планов) являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости и карт (планов) представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет истцом был подготовлен межевой план с графическим материалом, отражающим местоположение земельного участка.
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания).
В силу части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Документом - основанием для осуществления государственного кадастра учета в данном случае является межевой план участка (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ), в котором указываются сведения о местоположении уточняемых границ земельного участка.
Исходя из заключения кадастрового инженера, в соответствии с п. 1.1 ст. 43 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32,32.1 и 45 ч. 1 ст. 26 настоящего ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточнённого земельного участка, если такое уточнение местоположения границ не приводит к нарушению условий, указанных в п. 32 и 32.1 ч.1 ст. 26 настоящего ФЗ, государственным регистратором не осуществляется». В ходе проведения кадастровых работ граница уточняется в соответствии с забором, существующим на местности более 5 лет.
Как следует из письменных возражений ответчика, фактически при визуальном осмотре земельного участка в предполагаемых границах, управлением муниципального контроля администрации МО <адрес> было установлено, что забора, как и иных природных, либо созданных предметов обозначения границ земельного участка на местности не имеется, исходя из чего следует вывод о произвольном выборе местоположения и координат земельного участка и несоответствии сведений, указанных в межевом плане действительности. Данный факт также подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, исходя из которых, следует, что уточняемый земельный участок с адресом <адрес>, фактически по представленному межевому плану расположен между номерами 11 и 13 по указанной улице, что отражает необоснованность его возможного расположения по указанным координатам. Отсутствует также согласование собственников смежных собственников земельных участков с № чьи права и законные интересы могут быть нарушены в части имеющейся в настоящее время возможности доступа на территорию принадлежащих им земельных участков с тыльной стороны участков выхода на <адрес>.
В соответствии с и. 45 части 1 статьи 26 ФЗ-218, регистратором прав не осуществляется государственный кадастровый учет, если место нахождения объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или местоположению объекта недвижимости (при отсутствии адреса).
Согласно части 2 статьи 40 Закона №221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона №- ФЗ случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и в иных случаях, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Так, в материалы дела представлено уведомление об отказе в проведении государственного кадастрового учета, выданное Управлением Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, причиной которого послужило отсутствие документов, подтверждающих владение земельным участком по фактически установленным границам, что и нашло свое подтверждение как при визуальном осмотре, так и согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также информации градостроительного зонирования Таманского сельского поселения. Данный отказ не был обжалован истцом.
Согласно выкопировке из Генерального плана Таманского сельского поселения <адрес>, утверждённых решением XLIX сессии Совета Таманского сельского поселения <адрес> II созыва от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ №), рассматриваемый земельный участок в предложенных границах расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Согласно Правил землепользования и застройки Таманского сельского поселения, утвержденным решением LXXVII сессии Совета Таманского сельского поселения <адрес> II созыва от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ №) - в Зоне ИТ-2 - зона объектов транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, уточнение местоположения земельного участка на территории общего пользования, занятой дорогой местного значения - исключено и противоречит действующим нормам земельного и градостроительного законодательства.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, с учетом вышеизложенного и также поскольку с момента приобретения в собственность спорного земельного участка прошло более 20 лет, однако истцом не предпринимались никакие меры по его освоению и использованию по назначению.
Доводы истца об обратном, указанные как в отзыве на возражения ответчика, так и пояснения истца в судебном заседании являются голословными и никакими доказательствами не были подтверждены.
Учитывая все установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные требования закона, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Муниципального образовании Темрюкский район об установлении границ земельного участка - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд, через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2024 года.
Судья Темрюкского
районного суда А.В. Зенина