Дело № № ******
УИД № № ******
РЕШЕНИЕ
«13» ноября 2019 года г. Екатеринбург
Судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стоянов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Утемова Д.Г. на постановление № 66/7-4775-19-ОБ/12-17024-И/57-39 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Свердловской области Сундукова А.А. от 20.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Утемова Дениса Георгиевича,
установил:
Постановлением должностного лица от 20.09.2019 директору ООО МКК «РЦФО» Утемову Д.Г. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Утемов Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу за малозначительностью деяния, либо изменению назначенного наказания. В обоснование жалобы заявитель пояснил, что при назначении наказания не учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства: раскаяние в содеянном, добровольное прекращение противоправного поведения, оказание содействия уполномоченному органу, а также совершение правонарушения впервые. До составления протокола об административном правонарушении Утемовым Д.Г. предприняты меры по поиску организаций, проводящих специальную оценку условий труда, 23.09.2019 заключен соответствующий договор, специальная оценка условий труда будет проведена до 31.12.2019. Заявитель полагает, что должностным лицом необоснованно назначено более строгое наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа, при этом юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании защитник Утемова Д.Г. – Канарский В.В. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, просил об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу за малозначительностью деяния, либо назначении административного наказания в виде предупреждения.
Выслушав пояснения защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения, а также случаи проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В судебном заседании установлено, что в период с 14.08.2019 по 06.09.2019 Государственной инспекцией труда Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО МКК «РЦФО» законодательства о труде и об охране труда в связи с рассмотрением обращения Богаткаевой А.Е.
По результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, а также Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ООО МКК «РЦФО» на рабочих местах работников не проведена специальная оценка условий труда.
Событие административного правонарушения и виновность Утемова Д.Г., являющегося должностным лицом в силу ст. 2.4 КоАП РФ, в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании относимых и допустимых доказательств: составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ протоколом об административном правонарушении № 66/7-4775-19-ОБ/12-17021-И/57-39 от 20.09.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки № 66/12-14875-19-И от 14.08.2019; извещением прокуратуры Свердловской области о проведении внеплановой выездной проверки; штатными расписаниями ООО МКК «РЦФО»; общедоступными сведениями из Единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда; актом проверки № 66/7-4775-19-ОБ/12-16636-И/57-39 от 06.09.2019.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Утемовым Д.Г. в материалы дела не представлено совокупности относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих принятие всех возможных мер по недопущению совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам стороны защиты, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, при этом, в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, которая является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Только при выполнении работодателем указанной обязанности работник имеет возможность реализовать право на безопасный труд, следовательно, при невыполнении этих обязанностей работодателем существует реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью работников при исполнении трудовых обязанностей.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, должностным лицом не допущено.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ в минимальном размере, при этом в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства учтено добровольное прекращение противоправного поведения.
Вместе с тем, при назначении наказания должностным лицом не учтено, что в силу ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Так, из материалов дела следует, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО МКК «РЦФО» также вынесено постановление № 66/7-4775-19-ОБ/12-17041-И/67-39 от 20.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде предупреждения.
При назначении наказания Утемову Д.Г. должностным лицом не мотивирована необходимость назначения более строго наказания, нежели назначенного ООО МКК «РЦФО», чем нарушен принцип равенства перед законом субъектов административной ответственности.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости изменения назначенного Утемову Д.Г. наказания на предупреждение, следовательно, постановление по делу об административном правонарушении в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 66/7-4775-19-ОБ/12-17024-И/57-39 главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Свердловской области Сундукова А.А. от 20.09.2019 в отношении Утемова Дениса Георгиевича – изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу Утемова Д.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Стоянов Р.В.