Дело № 2 – 1051/2020
32RS0001-01-2020-000250-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.Л.
при секретаре Шкирковой М.Г.,
с участием представителя истца Столяровой Л.И. – Хрульковой Т.А., представителя ответчика Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Магомедовой Н.В., представителя ответчика Загоскиной С.Н. – Загоскина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Столяровой Любовь Ивановны к Загоскиной Светлане Николаевне, Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управлению Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП «Росреестра» по Брянской области об утверждении схемы расположения земельного участка, о постановке на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Столярова Л.И. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что ей принадлежит жилой дом по адресу : <адрес> <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 775 кв.м., с кадастровым номером №, предоставленный в аренду истцу и ответчику Загоскиной С.Н. по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ. При обращении истца в управление имущественных и земельных отношений для утверждения схемы расположения земельного участка, образуемого путем его раздела и подготовленного кадастровым инженером, получила ответ, из которого следует о необходимости предоставить согласие второго арендатора Загоскиной С.Н. Поскольку Загоскина С.Н. отказывается от дачи согласия на раздел земельного участка, истец просит суд обязать Брянскую городскую администрацию, управление имущественных и земельных отношений утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, условный номер земельного № в соответствующих координатах и поставить выделенный земельный участок на кадастровый учет.
В судебное заседание истец Столярова Л.И., ответчик Загоскина С.Н., соответчики Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП «Росреестра» по Брянской области» не явились, извещены надлежаще. В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что между соарендаторами Столяровой Л.И. и Загоскиной С.Н. давно сложился порядок пользования земельным участком. В соответствии со сложившимся порядком пользования, по заказу истца кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка с установлением границы между ней и Загоскиной С.Н. Полагает, что Брянская городская администрация, равно как и управление имущественных и земельных отношений вправе были при изложенных обстоятельствах утвердить схему расположения земельного участка, а соответственно ФГБУ ФКП «Росреестра», Управление Росреестра - поставить участок с установленной границей на кадастровый учет. Описание координат дано в схеме расположения земельного участка. Учитывая приведенные доводы, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчиков - Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации иск не признал, пояснил, что Столярова Л.И. обратилась в управление имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного Столяровой Л.И. и иному лицу (Загоскиной С.Н.). Руководствуясь требованиями п.4 ст.11.2, 11.9 ЗК РФ в виду отсутствия в письменной форме согласия соарендатора на раздел земельного участка, а также учитывая, что при разделе не будут соблюдены требования о предельных размерах земельного участка, Управление проинформировало Столярову Л.И. о возможности рассмотрения ее заявления после предоставления необходимых документов. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, просит в иске отказать.
Представитель ответчика Загоскиной С.Н.- Загоскин Д.В. иск не признал, пояснил суду, что действительно ответчица не дала согласия Столяровой Л.И. на утверждение схемы расположения земельного участка, поскольку предложенная в ней граница не соответствовала границе 2006 года, когда таковую они согласовывали между собой. На этом основании просит в иске отказать.
Соответчики - Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Брянской области, надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Одновременно, согласно п.4 ст.11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно ст.11.9 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Судом установлено, что договором аренды № от 18.04.2007 Брянская городская администрация передала Столяровой Л.И. и Ижукину Н.И. на 49 лет в аренду земельный участок, площадью 775 кв.м., расположенный по <адрес>, для использования индивидуального жилого дома.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 27.06.2017, с согласия арендодателя осуществлена перемена лиц в договоре аренды № от 18.04.2007 арендатора Ижукина Н.И. на арендатора Загоскину С.Н.
Как следует из выписки из ЕГРН, а также кадастрового дела объекта недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № предоставленный Столяровой Л.И. и Загоскиной С.Н. в аренду, поставлен на кадастровый учет с описанием внешней границы земельного участка.
Таким образом, земельный участок имеет вид разрешенного использования – для использования жилого дома и представляет собой единое землепользование.
Столярова Л.И. 14.11.2019 обратилась в управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Управление ответом от 26.11.2019 сообщило, что для утверждения схемы расположения земельного участка необходимо согласие второго соарендатора. Предложено устранить недостаток и обратиться повторно.
Согласно п.8 ст. 39.27 ЗК РФ в случае, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено при наличии обстоятельств, указанных в пункте 7 настоящей статьи, а также при наличии следующих обстоятельств: не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
Как следует из материалов дела, истец ставит вопрос об образовании в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории самостоятельного земельного участка площадью 367 кв.м под здание путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Этой же схемой образуется часть исходного земельного участка площадью 408 кв.м., подлежащий, по мнению истца, выделу Загоскиной С.Н. Вместе с тем, соарендатор земельного участка Загоскина С.Н. согласия Столяровой Л.И. на такой раздел не давала, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика, со ссылкой на наличие спора о границе земельного участка, разделяющего участки сторон.
При таком положении, ответчик правомерно информировал Столярову Л.И. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка при отсутствии согласия Закоскиной С.Н.
Представителем ответчика Брянской городской администрации, управления имущественных и земельных отношений в судебном заседании дополнительно заявлены возражения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в виду несоответствия требованиям о предельных размерах земельного участка.
Как следует из представленных материалов дела, земельный участок, расположенный по <адрес> находится в зоне застройки Ж-1.
Решением Бежицкого районного суда г.Брянска от 12.12.2018, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан домом блокированной застройки, состоящим из двух изолированных и обособленных зданий площадью 86,8 кв.м., выделенного в собственность Столяровой Л.И. и 70,8 кв.м., выделенного в собственность Загоскиной С.Н. Прекращена долевая собственность.
Указанные сведения о регистрации зданий за Столяровой Л.И., Загоскиной С.Н. внесены в ЕГРН.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 ЗК РФ определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью1 ст.27 Правил землепользования и застройки города Брянска, утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов №796 от 26.07.2017 регламентировано, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Территориальная зона Ж-1, это зона застройки индивидуальными жилыми домами
предназначена для размещения индивидуальных отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов высотой до 3 этажей включительно, с придомовыми (приквартирными) земельными участками.
При этом предельные (минимальные) размеры земельных участков под жилые дома блокированной застройки составляет 600 кв.м., но не менее 200 кв.м. под один блок. Таким образом, при получении истцом согласия второго соарендатора земельного участка, выделение площади земельного участка не менее 200 кв.м. под один блок является допустимым.
Рассматривая требования истца о постановке выделенного земельного участка на кадастровый учет, суд приходит к следующему.
Согласно ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу ч.1 ст.21 того же Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Принимая во внимание, что оснований для обязанности Брянской городской администрации утвердить схему расположения земельного участка не имеется, оснований для постановки земельного участка, без утверждения схемы расположения земельного участка, на кадастровый учет также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Столяровой Любовь Ивановны к Загоскиной Светлане Николаевне, Брянской городской администрации, управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Управлению Росреестрапо Брянской области, ФГБУ ФКП «Росреестра по Брянской области» об утверждении схемы расположения земельного участка, о постановке на кадастровый учет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бежицкого районного суда
г.Брянска Е.Л. Осипова
Мотивированное решение составлено 19.06.2020.
Судья Бежицкого районного суда
г.Брянска Е.Л. Осипова