Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-345/2024 (2-4720/2023;) ~ М-3379/2023 от 29.08.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-004624-75

Дело № 2-345/2024    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2024 года                          город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителей истца Костаревой М.Б., Мальцевой А.А., действующих на основании доверенностей

третьего лица Гонтаренко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску КЛА к администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми о снятии статуса аварийного жилого дома, возложении обязанности,

установил:

КЛА, с учетом уточненных исковых требований, обратилась с иском к администрации г. Перми, управлению жилищных отношений администрации г. Перми о снятии статуса аварийного жилого дома, возложении обязанности, указав, что заключением межведомственной комиссии администрации Мотовилихинского района г. Перми от 05.05.2016 № 373 многоквартирный <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 22.11.2013 № СЭД-27-01-12-372/2 включено в составе выявленного объекта культурного наследия достопримечательное место «Соцгородок «Рабочий поселок»: <Адрес>, мкр. Рабочий поселок, утверждены границы объекта, в которые входит многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес>. В дальнейшем, выявленный объект внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Согласно Федерального закона «Об охране памятников культурного наследия» включение многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, в данный реестр исключает его снос в качестве аварийного, предполагает его реставрацию или реконструкцию. Собственниками многоквартирного жилого дома принято решение о проведении обследования технического состояния строительных конструкций здания. Из выводов заключения о техническом состоянии строительных конструкций следует, «техническое состояние здания в целом может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 31937-2011 (1) как ограниченно-работоспособное, общий физический износ здания 52%». Вывод данной экспертизы противоречит выводам заключения межведомственной комиссии от 05.05.2016 № 373, в основу которого было положено заключение специализированной организации ООО «Норматив». Истец просит снять статус аварийного жилого дома по адресу: <Адрес>, внести дом по адресу: <Адрес> в программу по капитальному ремонту.

Протокольным определением Ленинского районного суда г. Перми от 04.12.2023 к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция государственного жилищного надзора (том 2 л.д.95).

Протокольным определением Ленинского районного суда г. Перми от 24.01.2024 к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГТА, Городская межведомственная комиссия для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (том 2 л.д.192).

Истец в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель истца МАА в судебном заседании поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Представитель истца КМБ в судебном заседании поддерживает заявленные требования в полном объеме, пояснила, что жильцы намерены продолжить пользоваться имуществом. Дом, расположенный по адресу: <Адрес>, нуждается в капитальном ремонте. Обстоятельства, на основании которых межведомственная комиссия пришла к выводам об аварийном состоянии дома и подлежащим сносу, не соответствуют действительности.

Представитель ответчика администрации г.Перми - ТЛИ. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит провести судебное заседание без участия представителя, исковые требования не признает в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в отзывах, направленных ранее.

Представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации г.Перми ТЛИ в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит провести судебное заседание без участия представителя, исковые требования не признает в полном объеме, поддерживает позицию администрации г.Перми.

Представитель третьего лица ГКБУК «Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия) в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит провести судебное заседание без его участия, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что в соответствии с Указом губернатора Пермского края от 19.01.2017 № 15 «Об образовании Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края» Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (том 2 л.д.16).

Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя, направил письменные пояснения, в которых указали, что обращения в Инспекцию о нарушении жилищного законодательства в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, за последние три года не поступали, контрольные (надзорные) мероприятия не проводились (том 2 л.д.103).

Третье лицо НТА в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что проживает по адресу: <Адрес>28, в квартире ничего не протекает, светло и хорошо, коммунальные услуги предоставляются, газа нет, его отключили. Было заключение, что износ дома составляет 52%. В настоящее время дом расселяется, часть жильцов дома расселены. Не согласна с тем, что дом признан аварийным.

Третье лицо - Городская межведомственная комиссия для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, мнение по предъявленным требованиям не представили.

Выслушав представителей истца, третье лицо, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч.5 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее по тексту – Положение №47).

В соответствии с пунктом 7 Положения №47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 34 Положения №47 предусмотрено, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

В силу пункта 42 Положения №47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В пункте 43 Положения №47 предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в указанном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 44 Положения №47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе: составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

На основании пункта 47 Положения №47 по результатам работы комиссия принимает одно из перечисленных в данном пункте решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе, принимает решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.

Пунктом 49 Положения №47 предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу пункта 52 Положения №47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Судом установлены следующие обстоятельства по данному делу.

Из технического паспорта жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, следует, что четырехэтажный многоквартирный дом, 1930 года постройки, имеет фундамент (ростверк из бутовой кладки по бутовым столбам), шлакоблочные на цементно-известковом растворе наружные и внутренние капитальные стены, дощатые перегородки, деревянное, утепленное по балкам перекрытие, крыша (скатная, железо по деревянным стропилам, дощатая обрешетка), дощатые по балкам, в с/у бетонные полы, отопление (центральное), водопровод (централизованный), электроосвещение (скрытая проводка), горячее водоснабжение (центральное), газоснабжение (центральное). Физический износ дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 56%. Сведения о проведении капитального ремонта в техническом паспорте не содержатся (том 2 л.д.83-91).

Согласно строительно-технической экспертизы, составленной ООО «НОРМАТИВ» по заказу ООО «УК «ТехКомфорт», проведено обследование строительных конструкций здания по адресу: <Адрес>, в результате которого выявлено:

4.1. Техническое состояние основания фундаментов и конструкций – аварийное.

4.2. Техническое состояние наружных стен и перегородок – аварийное.

4.3. Техническое состояние перекрытий – аварийное.

4.4. Техническое состояние конструкций крыши – аварийное.

4.5. Техническое состояние заполнения оконных проемов – аварийное.

Техническое состояние дверных проемов – аварийное.

Техническое состояние полов – аварийное.

Техническое состояние лестниц – ограничено-работоспособное.

Техническое состояние отмостки – аварийное.

Техническое состояние балконных плит – аварийное.

Экспертом сделаны выводы о том, что в целом техническое состояние основных несущих и вспомогательных конструкций здания по адресу: <Адрес>, оценивается как аварийное. Длительные увлажнения ввиду постоянного замачивания конструкций привели к образованию плесени и грибка на поверхностях конструкций и внутри них. Длительное нахождение человека в помещениях с плесень. Может иметь тяжелые последствия для здоровья. В связи со значительным объемом затрат на проведение ремонта, соизмеримым со строительством аналогичного здания, считает восстановление данного здания экономически нецелесообразным. Здание не пригодно к дальнейшей эксплуатации ввиду аварийного состояния строительных конструкций здания и несоответствия гигиеническим и противопожарным требованиям. Во избежание аварийных ситуаций и несчастных случаев запретить пребывание людей внутри здания (том 2 л.д.58-75, 134-185).

Заключением межведомственной комиссии администрации Мотовилихинского района г. Перми от 05.05.2016 № 373, назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013 № СЭД-07-05-76, по результатам рассмотренных документов: заключения специализированной организации ООО «НОРМАТИВ», выявлены основания для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д.27, том 2 л.д.53).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 19.05.2016 № СЭД-11-01-04-97 (ред. от 15.12.2020 № 059-11-01-04-640, от 14.03.2022 № 059-11-01-04-133) многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения, снести аварийный дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления. Отделу регистрации прав распределения специализированного фонда поручено уведомить собственников о принятом решении. Отделу расселения жилищного фонда поручено принять меры по отселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.25).

Ранее, заключением межведомственной комиссии администрации Мотовилихинского района г. Перми от 03.06.2015 № 306 по результатам заключения специализированной организации ООО «Проектное бюро «Капитель» принято решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>,2,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28 (том 2 л.д.55).

Многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес> включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024, утвержденную постановлением администрации города Перми от 31.05.2019 №238 (порядковый номер 77 по 5 этапу (2023), планируемая дата окончания переселения: 31.12.2024).

Исходя из информации Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 12.04.2023, следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленным объектом культурного наследия не является. В соответствии с п.3.1.1 приложения 2 к приказу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-55-01-05-430, характер расположения указанного здания в пространстве относится к предмету охраны объекта культурного наследия – достопримечательного места «Соцгородок «Рабочий поселок» (том 2 л.д.31).

Согласно заключению по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания по адресу: <Адрес>, выполненному ООО «ТехКон» по заказу КМБ на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.29-250, том 2 л.д.1-12), техническое обследование производилось в сентябре 2022 года.

1. По результатам обследования определено техническое состояние конструкций:

Кровля – общее техническое состояние аварийное. Рекомендуется провести капитальный ремонт покрытия кровли.

Стропильная конструкция – общее техническое состояние аварийное. Рекомендуется полная замена стропильной системы.

Отмостка - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется провести ремонтные работы по замене участков отмостки здания.

Фундамент - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется выполнить капитальный ремонт фундаментов здания его усиления, а также восстановить наружную гидроизоляцию фундамента.

Цоколь - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется демонтировать старый штукатурный слой и заменить на новый с креплениями на анкера.

Стены наружные - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется выполнить капитальный ремонт наружных стен и усиление.

Стены внутренние - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется выполнить капитальный ремонт внутренних стен.

Балконы - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется выполнить усиление балконных плит, бетонных кронштейнов, выполнить ремонт ограждения балконов.

Окна - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется заменить старые деревянные окна на новые из ПВХ профилей.

Лестницы - общее техническое состояние ограниченно-работоспособное. Рекомендуется провести локальный ремонт бетонных ступеней и ограждения лестниц.

Перекрытия – общее техническое состояние аварийное. Деревянные перекрытия здания находятся в аварийном состоянии с возможностью внезапного обрушения. Некоторые междуэтажные перекрытия имеют значительный прогиб. Рекомендуется выполнить замену чердачного перекрытия. Выполнить частичную замену междуэтажных перекрытий здания.Полы – общее техническое состояние аварийное. Рекомендуется выполнить капитальный ремонт полов.

2. По результатам проведенного обследования и анализа технического состояния строительных конструкций здания, расположенного по адресу: <Адрес>, специалистом сделан следующий вывод:

2.1.    Техническое состояние здания в целом может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 31937-2011 [1] как ограниченно-работоспособное;

2.2.    Общий физический износ здания составляет - 52%;

2.3.    Состояние здания (по ВСН 53-86 (р)) - Неудовлетворительное.

2.4.    К основным причинам, вызвавшим выявленные дефекты и повреждения конструкции, можно отнести следующие:

-общий длительный срок эксплуатации объекта без капитального ремонта;

-физический износ материалов конструкций с последующим снижением прочностных показателей;

-отсутствие предупредительных ремонтов конструкций;

-потеря герметичности и протечки кровли;

-неравномерные осадки фундамента

2.5.    Дальнейшая эксплуатация объекта по своему функциональному назначению с учетом выявленных дефектов и повреждений на момент обследования - допускается. Срок безаварийной эксплуатации здания - 2 года.

В ходе обследования установлено:

Обследуемое здание по классификации относится к III группе капитальности со сроком службы -100 лет, срок эксплуатации здания на момент обследования - 87 лет. Таким образом, ресурс основных конструктивных элементов (стены, фундаменты) не исчерпан.

В то же время, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт (по ВСН 58-88 (р)) превышена, в частности:

- фундаменты бутовые ленточные (50 лет)- превышение в 1,7 раза.

-стены из шлакоблока (30 лет) - превышение в 2,9 раз.

-деревянные перекрытия (60 лет) - превышение в 1,4 раза.

-полы дощатые (30 лет) - превышение в 2,9 раз.

-лестницы (60 лет) - превышение в 1,4 раз.

-балконы (60 лет)- превышение в 1,4 раз.

-стропила и обрешетка (40 лет) - превышение в 2,1 раз.

-утеплитель из шлака (40 лет) - превышение в 2,1 раз

Основные конструктивные элементы здания (кровля, стропильная система, перекрытия, наружные стены из шлакобетонных блоков и внутренние кирпичные стены) нуждаются в незамедлительном капитальном ремонте.

2.6.    Оценка экономической целесообразности поддержания нормативного состояния по сравнению с выводом объекта из эксплуатации не производилась, т.к. это не входило в рамки данного заключения.

2.7.    Для приведения отдельных конструкций и всего здания в целом в работоспособное состояние рекомендуется выполнить:

2.7.1.    Замену кровли и стропильных конструкций (разработать ПСД);

-Замена кровли.

-Замена стропильных конструкций.

-Замена утеплителя из шлака чердачного перекрытия на современный эффективный утеплитель.

-Капитальный ремонт инженерных сетей в пределах чердака.

2.7.2.    Капитальный ремонт фасада и цоколя (разработать ПСД);

-Ремонт шлакобетонных блоков кладки стен.

-Замена штукатурного слоя.

-Инъецирование трещин стен ремонтным составом.

-Восстановление окрасочного покрытия фасадов.

2.7.3.    Капитальный ремонт фундаментов (Разработать ПСД)

-Усиление и восстановление сплошности фундаментов

2.7.3.    Капитальный ремонт деревянных перекрытий (Разработать ПСД)

-Провести замену чердачного перекрытия;

-Провести усиление междуэтажных перекрытий;

2.7.4    Локальный ремонт лестниц (разработать ПСД);

-Ремонт бетонных ступеней, площадок.

2.7.5. Капитальный ремонт полов (разработать ПСД);

-Замена деревянных полов (доски и лаги).

-Замена основания полов 1 этажа.

2.7.7.    Капитальный ремонт окон и дверей (разработать СД);

-Замена деревянных дверей.

-Замена деревянных окон.

2.7.8.    Текущий ремонт наружных и внутренних стен (разработать ПСД);

-Ремонт штукатурного и отделочного покрытий

2.7.9.    Капитальный ремонт инженерных сетей (разработать ПСД, работы выполнить в 2021г).

-Ревизия, замена устаревшего, не исправного оборудования инженерных сетей.

3.    Рекомендации по ремонту и восстановлению конструкций

3.1.    В рамках капитального ремонта следует выполнить рекомендации по устранению выявленных в процессе обследования дефектов и повреждений согласно:

-«Дефектная ведомость» (Приложение Б).

-«Сводная ведомость дефектов» (Приложение Е).

-«Сводная ведомость объёмов работ» (Приложение Ж).

3.2.    Проектную документацию на капитальный ремонт, проведение строительно-монтажных работ выполнить в соответствии с действующими строительными нормами и правилами силами организаций, имеющих допуск СРО на осуществление данной деятельности.

4.    Результаты испытаний материалов (приложение И)

4.1.    В рамках обследования выполнены следующие работы

-откопаны шурфы и взяты образцы грунта не разрушенной структуры из-под подошвы фундамента;

-отобраны образцы шлакоблока из стен для проведения лабораторных испытаний;

- определена прочность шлакобетонных блоков в конструкции методом отрыва со скалыванием;

-определена прочность керамического кирпича и раствора методом упругого отскока.

4.2.    В ходе испытаний установлено:

-По результатам лабораторных испытаний марка шлакобетонных блоков равна не ниже М25.

-По результатам испытаний методом «отрыв со скалыванием» с помощью прибора ОНИКС-ОС марка шлакоблока равна от М15 до М35.

-По результатам испытаний методом «упругий отскок» с помощью прибора ОНИКС-2.5 марка керамического кирпича кладки лестничной клетки равна от М75 до М100. Марка соответствует применяемой при строительстве объектов аналогов.

-По результатам испытаний методом «упругий отскок» с помощью прибора ОНИКС-2.5 марка раствора кладки кирпича лестничной клетки равна от М10 до М25.

4.3.    Наблюдается снижение средней прочности шлакоблоков от применяемой в период строительства подобных зданий.

5.    Результаты поверочных расчетов (приложение М)

5.1    Несущая способность наружной стены обеспечена и отвечает требованиям СП 15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции». Запас по несущей способности составляет 40.9%.

5.2    Несущая способность простенка по оси В размерами 1300*710 мм обеспечена и отвечает требованиям СП 15.13330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции». Запас по несущей способности составляет 13.0%.

Условие по образованию трещин не выполняется и не отвечает требованиям СП 15 Л 3330.2020 «Каменные и армокаменные конструкции». Перенапряжение составляет 6.6%.

5.3    Среднее давление под подошвой фундамента не превышает расчетного сопротивления грунта и отвечает требованиям СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений». Запас по несущей способности составляет 5.1%.

6.    Мониторинг конструкций

6.1.    В рамках мониторинга установлены фотограмметрические маяки PMC-2D с точностью 0,1мм. 10 шт.

6.2.    Данные наблюдения приведены в приложении «Н»

6.3    Установка выполнена на трещинах с раскрытием от 1,5 до 10 мм.

6.4    Предварительные результаты (по результатам 2-х измерений) разнонаправленные подвижки в пределах 0,2-1,1 мм.

6.5    Программой наблюдений предусмотрен мониторинг в течении 6 месяцев. Данные по результатам будут добавлены в отчет.

6.6    В рамках сезонного мониторинга необходимо:

-фиксировать степень изменения ранее выявленных дефектов и повреждений конструкций

объекта и выявлять вновь появившиеся дефекты и повреждения;

-анализировать полученную на этапе мониторинга информацию и сделать заключение о текущем техническом состоянии объекта.

6.2.    По результатам составлять акт о обнаружении или развитии дефектов конструкций.

7.    Рекомендации по эксплуатации здания

7.1.    В дальнейшем придерживаться системы планово-предупредительного ремонта объекта в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.    Не допускать изменений конструктивных и объемно-планировочных решений без проектной документации.

7.3.    Поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим эксплуатации объекта, на чердаке.

Как пояснили представитель истца КМБ и третье лицо НТА в судебном заседании, какие-либо ремонтные работы по поддержанию дома не проводились, ответчиками доказательств обратному суду также не представлено.

Кроме того, со стороны истца в материалы дела представлен акт технического осмотра №1 от ДД.ММ.ГГГГ, составленный инициативной группой жильцов дома, на основании заключения по результатам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес>, выполненного ООО «Проектное бюро «Капитель», и строительно-технической экспертизы обследования строительных конструкций здания по адресу: <Адрес>, выполненного ООО «Норматив».

Из содержания акта следует, что по результатам проведенного визуального осмотра члены комиссии пришли к следующим выводам:

1.По результатам проведенного визуального осмотра техническое состояние здания в целом определено как ограниченно-работоспособное.

2.При проведении визуального осмотра здания не зафиксировано проведение мониторинга и противоправных мероприятий.

3.При этом при проведении визуального осмотра повреждений конструкций, которые могут привести к резкому снижению их несущей способности, обрушению отдельных конструкций, способным привести к потере устойчивости здания, не обнаружено, следовательно, это является основанием для определения категории технического состояния, указанного в п.1 настоящих выводов и рекомендаций.

4.Для определения дальнейшей эксплуатации здания с учетом материалов предыдущих обследований технического состояния необходимо провести детально-инструментальное обследование здания жилого дома, при этом, с даты проведения настоящего визуального осмотра необходимо проведение постоянного мониторинга с фиксацией степени изменения ранее выявленных дефектов и повреждений конструкций объекта в журнале работ на объекте и с выявлением вновь появившихся дефектов и повреждений (том 2 л.д.92-93).

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что доказательств, опровергающих соблюдение всех требований по проведению оценки жилого дома, строительно-техническую экспертизу ООО «НОРМАТИВ», в материалах дела не имеется, суду не представлено, в то время как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельна, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Основные положения, регламентирующие общий порядок подготовки, проведения и оформления результатов обследований несущих строительных конструкций зданий и сооружений и оценки их технического состояния установлены «СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Принят Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153 (далее по тексту - Свод Правил).

Пунктом 1.1. Свода Правил установлено, что настоящие Правила предназначены для применения при обследовании строительных конструкций зданий и сооружений жилищного, общественного, административно-бытового и производственного назначения с целью определения их технического состояния, а также могут быть использованы при решении вопросов о пригодности жилых домов для проживания в них.

Правила регламентируют процедуру проведения обследования строительных конструкций, определяют принципиальную схему и состав работ, позволяющих объективно оценить техническое состояние, фактическую несущую способность конструкций и, в случае необходимости, принять обоснованные технические решения по ремонтно-восстановительным мероприятиям или способам усилений.

Пунктом 4.5 Свода Правил установлено, что оценку категорий технического состояния несущих конструкций производят на основании результатов обследования и поверочных расчетов. По этой оценке конструкции подразделяются на: находящиеся в исправном состоянии, работоспособном состоянии, ограниченно работоспособном состоянии, недопустимом состоянии и аварийном состоянии.

В соответствии с пунктом 5.1 Свода Правил установлено, что обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

Пунктом 5.2 Свода Правил предусмотрено, что предварительное (визуальное обследование: сплошное визуальное обследование конструкций зданий, выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксацией.

Детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, и элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов; инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении; определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания; определение реальной расчетной схемы здания и его отдельных конструкций; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; расчет несущей способности конструкций по результатам обследования, камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; составление итогового документа (акта, заключения, технического расчета) с выводами по результатам обследования; разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкции с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ.

Согласно п.7.3 Свода Правил при визуальном обследовании выявляют, фиксируют видимые дефекты и повреждения, производят контрольные обмеры, делают описания, зарисовки, фотографии дефектных участков, составляют схемы и ведомости дефектов и повреждений с фиксацией их места и характера. Проводят проверку наличия характерных деформаций здания или сооружения и их отдельных строительных конструкций (прогибы, крень, выгибы, перекосы, разломы и т.д.). Устанавливают наличие аварийных участков, если таковые имеются.

Суд, приходит к выводу о том, что выводы эксперта, изложенные в строительно-технической экспертизе ООО «НОРМАТИВ» отвечают принципу допустимости доказательств, поскольку при проведении экспертизы были соблюдены требования СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений.

Строительно-техническая экспертиза ООО «НОРМАТИВ» по результатам обследования строительных конструкций здания по адресу: <Адрес>, выполнена специализированной организацией, которой предоставлено право на осуществление деятельности Некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация «Региональный альянс проектировщиков» (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Регистрационный номер в Государственном реестре Саморегулируемых организаций № 0224.01-2014-5906855621-П-188 от 20.08.2014). Обследование строительных конструкций здания состоялось в виде следующих видов работ: оценка предоставленной документации; сплошное натурное обследование здания; выборочное освидетельствование строительных конструкций здания в жилых квартирах №№ 2,6,7,11,14,16,25,28; фотосъемка обнаруженных дефектов и повреждений; определение прочностных характеристик материалов строительных конструкций; анализ полученных данных; оформление заключения. Заключение содержит выводы по результатам обследования. Состояние основных несущих и вспомогательных конструкций здания по адресу: <Адрес>, согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», оценено как аварийное. В связи со значительным объемом затрат на проведение ремонта, соизмеримым со строительством аналогичного здания, восстановление здания экономически нецелесообразно. Здание не пригодно к дальнейшей эксплуатации ввиду аварийного состояния строительных конструкций здания и несоответствия гигиеническим и противопожарным требованиям. К строительно-технической экспертизе приложены: фотоматериалы; допуск СРО; теплотехнический расчет наружной стены; схемы расположения трещин по несущим стенам здания.

Таким образом, выводы об аварийности дома соответствуют пунктам 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47).

Представленное истцом заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания, выполненное ООО «ТехКон», проведено методом визуального обследования, с выполнением необходимых инструментальных замеров конструкций, фотофиксацией дефектов и повреждений конструкций. По результатам проведенного обследования здания, расположенного по адресу: <Адрес>, состояние основных несущих и вспомогательных конструкций здания (кровля, стропильная конструкция, перекрытия, полы) оценено как аварийное. Общее техническое состояние фундамента оценено как ограниченно-работоспособное, вместе с тем, даны рекомендации выполнить ремонт фундаментов здания его усиления, восстановить наружную гидроизоляцию фундамента. Общее техническое состояние цоколя оценено как ограниченно-работоспособное, вместе с тем, рекомендовано демонтировать старый штукатурный слой и заменить на новый с креплениями на анкера. Общее техническое состояние стен наружных оценено как ограниченно-работоспособное, при этом, отражено, что условие по образованию трещин не выполняется и не отвечает требованиям СП 15.13330.2020 «Каменные и армокамерные конструкции», перенапряжение составляет 6.6% (Приложение М); в уровне чердака кладка из шлакобетонных блоков требует перекладки на новые материалы. Деревянные перекрытия здания находятся в аварийном состоянии с возможностью внезапного обрушения. По результатам проведенного обследования и анализа технического состояния строительных конструкций здания, сделаны следующие выводы, в том числе: состояние здания (по ВСН 53-86 (р)) – неудовлетворительное; минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов здания и объектов до постановки на капитальный ремонт (по ВСН 58-88 (р)) превышена. Кроме того, заключение содержит большой перечень работ, которые необходимо произвести для дальнейшей безопасной эксплуатации здания.

В связи с этим, заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций здания по адресу: <Адрес>, выполненное ООО «ТехКон», не опровергает выводы, изложенные в строительно-технической экспертизе ООО «НОРМАТИВ», основанной на детальном (инструментальном) обследовании.

Оспаривая признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, истец не ссылается на нарушение его жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. В обоснование своих требований не указывает о соответствии жилого дома установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, не приводит доказательства, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания дома аварийным с учетом его технического состояния и пригодности принадлежащего ему жилого помещения для проживания.

Учитывая изложенные обстоятельства, основываясь на приведенных нормах права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о снятии статуса аварийного жилого дома по адресу: <Адрес>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о возложении обязанности внести дом, расположенный по адресу: <Адрес>, в программу по капитальному ремонту, суд исходит из того, что требования о снятии статуса аварийного жилого дома по адресу: <Адрес>, оставлены судом без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования КЛА к администрации города Перми, Управлению жилищных отношений администрации города Перми о снятии статуса аварийного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Индустриализации, д. 18, возложении обязанности внести указанный дом в программу по капитальному ремонту, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

(мотивированное решение изготовлено 06.03.2024)

Председательствующий            - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-345/2024 (2-4720/2023;) ~ М-3379/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костарева Любовь Анатольевна
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Администрация города Перми
Другие
Костарева Марина Борисовна
Краевой центр охраны памятников г. Перми
Инспекция государственного жилищного надзора
Гунтаренко Тамара Анатольена
Городская межведомственная комиссия для оценки и обследования помещений в целях признания его жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконс
Краевой центр охраны памятников г.Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на сайте суда
lenin--perm.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
05.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2023Предварительное судебное заседание
04.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее