Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-41/2023 от 28.04.2023

Дело № 11-41/2023 25 мая 2023 года

УИД 29MS0009-01-2022-006898-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Новодвинский городской суд Архангельской области

в составе председательствующего судьи Склейминой Н.В.,

при секретаре Батраковой К.Д.,

с участием ответчика Дзампаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» на решение мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 15 ноября 2022 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Дзампаевой Е.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, отказать»,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее ООО «ЭкоИнтегратор») обратилось к Дзампаевой Е.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов. В обоснование требований указало, что ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Архангельской области по соглашению с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019. Региональный оператор приступил к своей деятельности на территории Архангельской области с 01 января 2020 года. Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п утверждены нормативы накопления ТКО на территории Архангельской области Постановлением агентства по тарифам и ценам Правительства Архангельской области от 24.12.2021 № 85-п/7 установлен единый тариф на услуги по обращению с ТКО, оказываемые ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области населению и потребителям, приравненным к населению, в размере 520 руб./куб.м., с 01.07.2021 – 535,60 руб./куб.м. В зависимости от территории проживания и вида собственности применяются различные нормативы накопления ТКО. Дзампаева Е.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик обязанностей по внесению платы за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняет. В связи с чем, просят взыскать с Дзампаевой Е.А. задолженность, образовавшуюся за период с 01.01.2020 по 30.09.2020, в размере 1080 руб. 21 коп., компенсацию расходов на оплату услуг представителя в размере 3000 руб., государственную пошлину в возврат размере 400 руб.

В судебное заседание к мировому судье истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, ходатайствовал о разрешении спора в его отсутствие.

Ответчик Дзампаева Е.А. с требованиями не согласилась, пояснила, что с 2003 года не проживает в спорном жилом помещении, услугами ТКО не пользовалась. Проживает по адресу: <адрес>. По указанному жилому помещению задолженности по оплате за ТКО не имеется.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 15 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований ООО «ЭкоИнтегратор» к Дзампаевой Е.А. за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов отказано.

С вышеуказанным решением мирового судьи не согласился истец ООО «ЭкоИнтегратор», в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования ООО «ЭкоИнтегратор» к Дзампаевой Е.А. в полном объеме, указывая, что ответчик является собственником спорного жилого помещения, обязана в силу ст. 155 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ № 354, исполнять обязательства по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО. Данное обязательство вытекает в силу закона.

В суд апелляционной инстанции истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направил, что не стало препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.

Ответчик Дзампаева Е.А. в судебном заседании просила оставить решение суда первой инстанции без изменения. Поддержала письменные возражения к апелляционной жалобе.

Выслушав ответчика Дзампаеву Е.А., изучив материалы дела, проверив решение мирового судьи в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

По смыслу положений статей 30, 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения.

Частями 1, 11 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354; далее также - Правила):

при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 56(2));

при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148(36)).

в Жилищном кодексе Российской Федерации обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и возложив данную обязанность в том числе на тех из них, кто является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, с момента возникновения права собственности на соответствующее жилое помещение, федеральный законодатель включил в структуру указанной платы плату за коммунальные услуги, которая, в свою очередь, включает и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 153, пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 154).

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, на основании договора, заключаемого им, по общему правилу, с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а в случаях, предусмотренных законом, - на основании договоров, заключаемых с собственниками помещений в многоквартирном доме (статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункт 5 и подпункт "а" пункта 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, Дзампаева Е.А. с 09.12.2003 является собственником <адрес> в г.Архангельске. Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются выпиской из ЕГРП.

ООО «ЭкоИнтергратор» является в соответствии с Жилищным кодексом региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области по соглашению с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019. Постановлением Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 №1п установлен норматив накопления для многоквартирных домов в городских населённых пунктах численностью населения свыше 12 тыс. человек – 2,77 куб.м. в год на одного проживающего. Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 № 86-в/1 установлено, что в течение 2020 года действует льготный единый тариф на услуги регионального оператора ООО «ЭкоИнтегратор» по обращению с ТКО на территории Архангельской области населению и потребителям, приравненным к населению, в размере 520 руб. за куб.м.

Истцом произведен расчет в период с 01.01.2020 по 30.09.2020, исходя из 120,00 руб. на человека: январь, февраль 2020 года, в последующие месяцы по 120,03 руб. Следовательно, за 9 месяцев 2020 года образовалась задолженность по оплате ТКО в размере 1080,21 руб.

Установленной законом обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО, ответчик не выполняет, оплату в полном объеме не производит.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, мировой судья, указала, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 09.10.2018 № 352 двенадцатиквартирный двухэтажный дом <адрес> в г.Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу, истцом не представлено доказательств о фактическом предоставлении услуги в 2020 год по обращению с ТКО, ответчик имеет на праве общедолевой собственности квартиру в г.Новодвинске, расположенную по адресу: <адрес>, где задолженности по обращению с ТКО не имеется.

Вместе с тем мировым судьей к рассматриваемому спору, неправильно применены нормы материального права, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

В соответствии с указанными Правилами расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю (в частности, собственнику помещения в многоквартирном доме, а также лицу, пользующемуся таким помещением на ином законном основании и потребляющему коммунальные услуги), осуществляется, по общему правилу, по формуле 9(1) приложения N 2 к данным Правилам (абзац пятнадцатый пункта 2, абзац первый пункта 148(30)), т.е. исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, т.е. более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении. Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.

Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, которая исчисляется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, если при этом потребителем соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом указанной платы и представлены документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении и продолжительность его отсутствия.

Возможность такого перерасчета не исключил и Верховный Суд Российской Федерации, который в постановлении Пленума от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указал, что временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. Однако при временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Сам же перерасчет указанной платы производится в таких случаях на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (абзацы первый - третий пункта 37 названного постановления).

Между тем в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.

Тем самым содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - как сами по себе, так и в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации - предусматривают такое правовое регулирование, которое практически основано на презумпции постоянного использования этих помещений их собственниками, призванной, в свою очередь, восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях).

Как указал Конституционный суд Российской Федерации, при решении вопроса о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства, при отсутствии иных граждан, постоянно или временно проживающих и зарегистрированных по месту жительства в этом жилом помещении, надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет во всяком случае не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. Полное же освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается в том числе отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения исчисляемой указанным способом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П).

Из материалов дела усматривается и не оспаривается ответчиком, что Дзампаева Е.А. сохраняет право собственности на спорное жилое помещение, в том числе и в оспариваемый период, следовательно, обязана была вносить плату за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, несмотря на регистрацию и проживание в ином жилом помещении.

Признание дома аварийным и подлежащим сносу к юридически значимым обстоятельствам к правоотношениям по обращению с твердыми коммунальными отходами, не относится.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении мировым судьей норм материального права, то есть о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренных частью 1 статьи 330 ГПК РФ.

С Дзампаевой Е.А. в пользу ООО «ЭкоИнтегратор» подлежит взысканию задолженность за период с 01.012020 по 30.09.2020 по оплате за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1081 руб. 21 коп.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в соответствии с положениями статьи 94 ГПК РФ относятся расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.

Судом установлено, что истцом понесены расходы по оплате юридических услуг ООО «Центр Консалтинга и аутсорсинга» в сумме 3000 руб. за составление искового заявления, которые подтверждаются договором № 35-1/2021 от 15.03.2021, приложением к договору, дополнительным соглашение от 31.03.2021, платежным поручением от 07.07.2022 об оплате оказанных услуг.

Суд учитывает категорию дела, проделанную представителем работу при составлении искового заявления, отсутствие возражений и доказательств иной стоимости юридических услуг. Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., уплаченные истцом при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ,

определил:

решение мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 15 ноября 2022 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» к Дзампаевой Е.А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с Дзампаевой Е.А. (СНИЛС ) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН 7743274766) задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в размере 1080 рублей 21 копейка, расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего взыскать 4480 рублей 21 копейку.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции – города Санкт-Петербурга в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Судья Н.В. Склеймина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2023

11-41/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор"
Ответчики
Дзампаева Елена Александровна
Другие
ООО "Центр консалтинга и аутсорсинга"
Суд
Новодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Склеймина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
novodvdsud--arh.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
28.04.2023Передача материалов дела судье
02.05.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
25.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023Дело оформлено
13.06.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее