Дело № №___ УИД №___
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
года Партизанск «13» мая 2021 года
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ягубкина А.В.,
при секретаре – помощнике судьи ФИО7,
истце – ФИО1,
представителе ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в года Партизанске Приморского края (межрайонное) по доверенности ФИО10.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, зачесть спорные периоды подземной работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскать расходы по оплате государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО12 обратился в Партизанский городской суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 06.12.1989 по 29.11.1991 (за исключением зачтенного пенсионным органом периода действительной военной службы 00 лет 10 месяцев 18 дней), зачесть спорные периоды подземной работы с 05.05.1988 – 31.07.1988, 29.12.1988 – 08.04.1989, 17.07.1989 – 27.11.1989, 27.01.1992 – 24.08.1995, 29.08.1995 – 21.05.1997, 31.05.1997 – 20.04.1998, 07.04.1999 – 31.12.1999 в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. В обоснование иска указано, что решением от 26.08.2020 № 36086/20 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) истцу отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью специального стажа (исчисленный специальный стаж составил 09 лет 01 месяц 25 дней), в обоснование приводит нормы пункта 1 части 1 статьи 30 и части 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагает, что по смыслу приведенных положений закона федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях. Согласно подп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. При этом Положением установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности периоды, указанные в подпункте «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2016 № АКПИ16-452 абзац второй пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У, в соответствии с которым периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 года не включаются, признан недействующим. Полагает, что ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, и при этом она приравнивалась к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в связи с чем, принимая во внимание, что до службы и после службы истец работал по Списку № 1, период службы в Вооруженных силах СССР с 06.12.1989 по 29.11.1991 (01 год 11 месяцев 25 дней) подлежит включению в специальный трудовой стаж. Кроме того, указывает, что пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, предусмотрено исчисление периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет - стаж подземной работы учитывается в порядке: каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца. Таким образом, указывает, что период работы в шахте по добыче угля в качестве работника ведущих профессий в календарном исчислении 07 лет 09 месяцев 28 дней подлежит зачету в специальный стаж работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца и составляет 09 лет 10 месяцев 28 дней. На основании изложенного, полагает, что специальный стаж на дату обращения в ПФ по г. Партизанску с заявлением о назначении пенсии 13.08.2020 составлял 12 лет 04 месяца 05 дней, в связи с чем просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14.08.2020.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, в обоснование своей позиции указала, что ФИО13 обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в 50 лет на условиях п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При подсчете периодов специального стажа его продолжительность составила 9 лет 1 месяц 25 дней вместо требуемых для достигнутого истцом возраста 10 лет. Указывает, что в целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство РФ издало Постановление от 16.07.2014 № 665, в абзаце 3 подпункта «а» пункта 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 применяется список № 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. При этом, согласно п. 3 Постановления от 16.07.2014 № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта «а» пункта 1, применяются соответствующие положения п.п. 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590. Согласно п. 109 Постановления № 590 период службы в Вооруженных силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным 22.08.1956, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. В случае назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Таким образом, полагает, что в рассматриваемом случае служба в ВС СССР может быть приравнена к работе по списку №1 не целиком, как просит истец, а в части, не превышающей той продолжительности, которую истец фактически отработал по списку №1 до 01.01.1992, т. е. до даты, с которой постановление № 590 утратило силу. Эта продолжительность составила 10 мес. 18 дней (с 05.05.1988 по 31.07.1988, с 29.12.1988 по 08.04.1989 и с 17.07.1989 по 27.11.1989). Указывает, что льготный порядок исчисления некоторых периодов подземной работы согласно п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002, применяется при назначении страховой пенсии по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001. Статья 27 Закона № 173-ФЗ почти дословно была перенесена в статью 30 Закона № 400-ФЗ. Соответственно, подпункт 11 ст. 27 Закона № 173-ФЗ полностью соответствует пункту 11 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Однако, истец претендует на досрочную страховую пенсию по условиям п. 1 ч. 1 ст. 30, в то время, как льготное исчисление некоторых периодов подземной работы (п. 15 Правил) может быть применено при назначении пенсии по условиям п. 11 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, представитель ответчика по доверенности полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края, исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, все имеющиеся доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Судом установлено, что 13 августа 2020 года ФИО14 <Дата> года рождения, обратился с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) от <Дата> №___ ФИО15. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ у ФИО16 отсутствует, специальный стаж работы по указанному основанию составляет 09 лет 01 месяц 25 дней.
При этом в безусловном порядке в специальный стаж работы истца включены следующие периоды работы:
- с 05.05.1988 по 31.07.1988, с 29.12.1988 по 08.04.1989, с 17.07.1989 по 27.11.1989 – в качестве ученика горнорабочего подземного, горнорабочего подземного очистного забоя в шахтоуправлении «Авангард»;
- с 06.12.1989 по 23.10.1990 - период службы в Вооруженных силах СССР продолжительностью 00 лет 10 месяцев 18 дней;
- с 27.01.1992 по 24.08.1995, с 29.08.1995 по 21.05.1997, с 31.05.1997 по 20.04.1998 – в качестве горнорабочего подземного очистного забоя на шахте «Северная»;
- с 07.04.1999 по 31.12.1999 – в качестве горнорабочего подземного очистного забоя в ООО «Правобережное»;
- с 25.02.2020 по 08.08.2020 – в качестве горнорабочего подземного очистного забоя в ООО «Белопадинское».
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что период работы с 05.05.1988 - 31.07.1988, 29.12.1988 - 08.04.1989, 17.07.1989 - 27.11.1989, 27.01.1992 - 24.08.1995, 29.08.1995 - 21.05.1997, 31.05.1997 - 20.04.1998, 07.04.1999 - 31.12.1999, 25.02.2020 - 08.08.2020 ГУ – Управлением Пенсионного фонда в г. Партизанске учтены как периоды работы, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, а также относимость выполняемой ФИО17 работы на соответствующих должностях в указанные периоды к должностям, предусмотренным соответствующим списком №___, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, работа на которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
При этом в специальный стаж работы истца включен период службы в Вооруженных силах СССР с 06.12.1989 по 23.10.1990, при том, что истцом оспаривается факт невключения всего периода службы в Вооруженных силах СССР с 06.12.1989 по 29.11.1991 в специальный стаж.
В обоснование вывода о частичном учете службы в Вооруженных силах СССР в решении указано, что Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, период службы в Вооруженных силах СССР приравнивается к работе по Списку № 1, утвержденному 22.08.1956, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом длительность приравненного периода не может превышать фактически отработанного в подземных условиях стажа на 01.01.1992, то есть до даты, когда указанное Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 утратило силу. Учитывая, что до 01.01.1992 специальный стаж работы ФИО18. составил 00 лет 10 месяцев 18 дней, ответчиком зачтен именно данный период службы в Вооруженных силах СССР.
При изложенных обстоятельствах, юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является наличие материально-правовых оснований для включения всего периода службы в Вооруженных силах СССР с 06.12.1989 по 29.11.1991 в специальный стаж работы Сметанина Э.Б., дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости подтверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Согласно подпункту «а» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановляет установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.
Таким образом, из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, применяется к Списку № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (абзац 3 подпункта «а» пункта 1).
Согласно подпункту «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В соответствии с п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Между тем, в абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, данной нормой ранее действовавшего законодательства установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 1 от 1956 года, до 1 января 1992 г.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением ФИО19 от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 1992 г., который не предусматривал включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
Между тем, статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период прохождения истцом службы в армии по призыву и утратившего силу с 1 января 1992 г., предусматривала, что во время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих право до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах «а» и «б» статьи 12 настоящего Закона.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
При разрешении настоящего спора имеет правовое значение данное разъяснение Конституционного Суда РФ, в связи с чем следует учитывать, что в спорный период времени (с 03.08.1972 года) действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590.
Системный анализ приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в совокупности с нормами части 3 статьи 30 и части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», позволяет суду прийти к выводу, что ранее приобретенные права на пенсию (в данном случае право на включение периода службы в Вооруженных силах СССР в льготный стаж работы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости) сохраняются за такими гражданами в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (в данном случае - Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590).
Таким образом, спорные периоды действительной военной службы в рядах Советской Армии относятся к периоду деятельности истца до 01.01.1992 года (до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»), то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, поэтому данные периоды подлежат включению в льготный стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Однако, спорные периоды действительной военной службы в рядах Советской Армии могут быть включены в специальный стаж только в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, то есть Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590, которым предусмотрена необходимость двух условий, что службе в армии предшествовала или непосредственно за ней следовала льготная работа, и второе, что деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, учитывается в размере, не превышающим имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в законную силу с 1 января 1992 г., который не предусматривал включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
При изложенных обстоятельствах, действовавшее в период прохождения военной службы истца в составе Вооруженных сил (до 31 декабря 1991 г.) правовое регулирование предусматривало возможность зачета службы в специальный стаж работы при определенных условиях, а дальнейшее изменение законодательства не предусматривало.
Как следует из материалов дела, суммарная продолжительность работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 01 января 1992 года составляла 00 лет 10 месяцев 18 дней. Данный период льготной работы включен ответчиком в специальный стаж ФИО20. в бесспорном порядке.
Следовательно, ответчиком Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) верно произведено частичное включение службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не полном объеме, а лишь длительностью 00 лет 10 месяцев 18 дней.
Ссылка истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2016 № АКПИ16-452, которым признан недействующим абзац второй пункта 11 Указания Минсоцзащиты РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У, в соответствии с которым периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 года не включаются, не опровергают вышеизложенные выводы суда.
Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что указанное нормативное положение противоречит нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Между тем, в настоящем случае ответчиком спорный период военной службы в рядах Советской Армии включен в специальный трудовой стаж с соблюдением условий законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, что соответствует выводам Верховного Суда Российской Федерации.
В части исковых требований о зачете спорных периодов подземной работы с 05.05.1988 – 31.07.1988, 29.12.1988 – 08.04.1989, 17.07.1989 – 27.11.1989, 27.01.1992 – 24.08.1995, 29.08.1995 – 21.05.1997, 31.05.1997 – 20.04.1998, 07.04.1999 – 31.12.1999 в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца со ссылкой на пункт 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин - если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно частям 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
В силу пункта 3 Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила от 11 июля 2002 года № 516).
В силу части 2 статьи 27 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников подлежит применению Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 15 Правил от 11 июля 2002 года № 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, - за 9 месяцев.
Из анализа приведенных норм следует, что по общему правилу в подземный стаж включаются в календарном исчислении периоды работ по профессиям, предусмотренным Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.
В случае если подземный стаж не достигает 25 лет (но составляет не менее 10 лет), периоды работы по ведущим профессиям (горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин) засчитываются в льготном порядке - каждый полный год указанной работы как 1 год 3 мес.
Для приобретения права на льготный порядок исчисления стажа, предусмотренный пунктом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, непременным условием является наличие его у работников не менее 10 лет в профессиях и должностях предусмотренных в Списке от 13 сентября 1991 г. № 481 и в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Данный порядок исчисления специального трудового стажа применяется в тех случаях, когда работники, занятые на подземных работах по добыче полезных ископаемых, не выработали специального стажа, дающего право на пенсию независимо от возраста.
Из материалов дела следует, что истец ФИО21. обратился с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 г. подпункт 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Периоды работы истца ГРОЗ учтены пенсионным органом по Списку № 1 в календарном исчислении 09 лет 01 месяц 25 дней.
Таким образом, ФИО22 не относится:
- ни к категории лиц, которые имеют не менее 25 лет подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт в соответствии со Списком работ и профессий № 481,
- ни к лицам, не выработавшим указанного стажа подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, но имеющим его не менее 10 лет (в настоящем случае стаж составляет 09 лет 01 месяц 25 дней).
Более того, истец обращался в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Партизанске Приморского края (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, который не предусматривает возможность льготного порядка исчисления стажа, установленного пунктом 15 Правил от 11 июля 2002 г. № 516.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность совместного применения различных оснований льготного порядка назначения пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Руководствуясь вышеприведенным законодательством, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете подземного стажа работы ГРОЗ как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Учитывая, что исковые требования ФИО23 не подлежат удовлетворению, оснований для взыскания расходов истца, связанных с оплатой государственной пошлины, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░24 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.05.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░