Дело № 11-40/23
УИД 21MS0067-01-2022-002788-25
Мировой судья Тимофеев Е.А
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» к Брыкушиной Г.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, поступившее по апелляционной жалобе Брыкушиной Г.А. на решение мирового судьи судебного участка № 3 Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Ситиматик Чувашия» (далее ООО «Ситиматик Чувашия») обратилась в суд с иском к Брыкушиной Г.А. о взыскании задолженности коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 073,72 руб., пени в размере 71,99 руб. и расходов по оплате госпошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 1 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Пункт 4 указанной статьи определяет, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По итогам открытого конкурсного отбора в соответствии с протоколом № 3/ТКО/2017 от 14 ноября 2017 года ООО «МВК «Экоцентр» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики. В соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «МВК «Экоцентр» и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. ООО «МВК «Экоцентр» в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации с момента вступления в силу единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, приступило к осуществлению транспортирования, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с должником не заключен в письменной форме, однако, отсутствие заключенного договора в письменной форме не освобождает должника от обязанности по внесению платы за услуги, которые были оказаны региональным оператором. Ответчик является собственником жилого помещения по <адрес>. Таким образом, ответчик обязан вносить плату за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик уклоняется от внесения платы за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ним образовалась задолженность в размере 1145,71 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ с Брыкушиной Г.А. в пользу ООО «Ситиматик Чувашия» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1145,71 руб., в том числе основной долг - 1073,72 руб., пени - 71,99 руб., судебные расходы в виде госпошлины в размере 400 руб.
Ответчиком Брыкушиной Г.А. подана апелляционная жалоба на указанное решение, в которой просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права. Считает, что она временно отсутствовала по <адрес> проживала по <адрес> где оплачивала услугу ТКО по предельным тарифам, установленным по г. Чебоксары. Она неоднократно обращалась к истцу заявлениями о перерасчёте начислений за услуги ТКО в соответствии с п.п. 86,148.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Выводы суда о том, что собственник (потребитель) не вправе требовать перерасчёта оплаты за услуги ТКО, основан на неправильном толковании норм права.
В судебное заседание представитель истца ООО «Ситиматик Чувашия» не явился, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик Брыкушина Г.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Брыкушина Н.В. поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ № 89-ФЗ) и п. 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пункт 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами определяет, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Указанное предложение было размещено ООО «МВК «Экоцентр» в газете «Вести Чувашии» 6 октября 2018 года № 39 (1610), а также на своем официальном сайте https://mvkecocenter.ru/.
Так же, в пункте 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами указано, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
При отсутствии обоюдно подписанного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, не освобождает регионального оператора от оказания услуг в соответствии с условиями типового договора и не освобождает получателя услуг от оплаты оказанных услуг по цене, равной утвержденному единому тарифу.
Судом установлено, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается ООО «МВК «Экоцентр» на всей территории, входящей в зону деятельности регионального оператора (в том числе в Чувашской Республике).
Решением внеочередного общего собрания участников ООО «МВК «Экоцентр» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «МВК «Экоцентр» переименовано в ООО «Ситиматик Чувашия». Согласно представленному истцом расчёту задолженность по коммунальным услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 073,72 руб., пени в размере 71,99 руб.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регламентирован разделом XV (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила №).
В соответствии с п. 148 (1) Правил № предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148.4 - 148.6 настоящих Правил.
На основании положений п. 148 (25) Правил № потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Согласно положениям пункта 148 (27) Правил № расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п.148 (34) Правил № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, Брыкушина Г.А. является собственником квартиры <адрес>.
Из выписки из лицевого счёта №, выданной ООО «Вертикаль» следует, что в указанной квартире никто не зарегистрирован.
Согласно выписке из лицевого счёта №, выданной <данные изъяты> Брыкушина Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и постоянно проживает в принадлежащей ей на праве собственности <адрес>А по <адрес>. Брыкушина Г.А. за услуги «Обращение с ТКО» оплачивает с ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу, долгов не имеет.
Из представленной ответчиком справки ТСЖ «Бриг» следует, что Брыкушина Г.А. проживает по <адрес>. На момент перехода ТСЖ «Бриг» на обслуживание в управляющую компанию ООО «УК «Север» на ДД.ММ.ГГГГ задолженности по коммунальным услугам, в том числе за услугу «Обращение с ТКО» перед ТСЖ «Бриг» не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Ситиматик Чувашия» ответчиком направлены заявления о перерасчёте размера платы по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия в занимаемом жилом помещении по <адрес>.
Из ведомости по начислению и оплате ЖКУ по <адрес> следует, что по услуге «обращение с ТКО» начисление производится на 1 человека.
Согласно представленному истцом расчёту задолженность коммунальным услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 073,72 руб.
Расчёт задолженности произведен в соответствии с формулой 9.1 Приложения № 2 Правил № 354 исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчику за несвоевременное внесение платежей по услуге «обращение с ТКО» начислены пени с января 2021 года в размере 71,99 руб.
Разрешая спор по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, мировой судья обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мировой судья необоснованно отказал в перерасчёте платы за указанную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного её отсутствия по <адрес>, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 148 (22) Правил № исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном данными правилами порядке расчет размера платы за предоставленную услугу. При наличии оснований - производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В пункте 148 (24) Правил № установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе, требовать в случаях и порядке, которые установлены данными правилами, изменения размера платы за данную услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
На основании п. 148 (34) Правил № размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с данными правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В соответствии с п. 148 (44) Правил № при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII данных правил.
Из приведенных норм следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил №.
Какого-либо иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила № не содержат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период по <адрес> фактически никто не проживал и не был зарегистрирован.
Ответчик Брыкушина Г.А., являющиеся собственником указанного жилого помещения, постоянно зарегистрирована и проживает по <адрес>
При этом, в силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил № прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Кроме того, п. 56 (2) Правил № также определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
С учетом изложенного суд считает, что неиспользование Брыкушиной Г.А. жилого помещения - квартиры <адрес> (не проживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах предоставления коммунальных услуг для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Брыкушиной Г.А., как собственника названного жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В связи с отсутствием правовых оснований для освобождения ответчика от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в связи с непроживанием в жилом помещении, оснований произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период также не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы истицы основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих внесение платы за коммунальную услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку были предметом подробного исследования суда и не содержат ссылки на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, по мотивам, изложенным в оспариваемом судебном решении, им дано надлежащее правовое обоснование.
Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327,330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Брыкушиной Г.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.