Дело № 2-69/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Инсар 7 мая 2024 г.
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Инсарского района Республики Мордовия Арюкова Д.В.,
при секретаре Москвитиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок для накопления ТКО,
установил:
прокурор Инсарского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок для накопления ТКО. В обоснование иска указал, что прокуратурой района в деятельности администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере отходов производства и потребления, в частности включенные в Реестр контейнерные площадки для накопления ТКО на территории Русско-Паевского сельского поселения эксплуатируются в отсутствие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что способствует образованию несанкционированных свалок на территории сельского поселения. Полномочия по созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения органами местного самоуправления района переданы на уровень сельских поселений без предоставления достаточного для их реализации финансирования из бюджета муниципального района. По указанной причине администрации сельских поселений лишены возможности обеспечить эксплуатацию контейнерных площадок для накопления ТКО в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Просит возложить на администрацию Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия и администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 1 года 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обязанность по обустройству контейнерных площадок для накопления ТКО на территории Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, а именно: оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, по следующим адресам: с. Русская Паевка - ул. Садовая д. 10, ул. Центральная д.д. 2А, 46; с. Засечная Слобода - ул. Мичурина д. 31, ул. Заречная д. 7; д. Кульмеж - ул. Антроповых д.д. 14, 48, 78; с. Ямщина - ул. Чкалова д. 26, ул. Ленина д. 21, ул. Кирова д. 9, ул. Молодежная д. 8.
В судебном заседании помощник прокурора Инсарского района Республики Мордовия Арюков Д.В. заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика - администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ) участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Решением Совета депутатов Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 24.05.2023 № 36 «О передаче части полномочий Инсарского муниципального района по вопросам в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов сельским поселениям Инсарского муниципального района» полномочия по созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения переданы сельским поселениям Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Совета депутатов Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 02.06.2023 № 24 «О приеме части полномочий Инсарского муниципального района по вопросам участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов» полномочия по созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов приняты Русско-Паевским сельским поселением Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В силу п. 3 СанПин 2.1.3684-21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия № 96 от 27.09.2023 (далее - Реестр) утвержден реестр мест размещения контейнерных площадок ТКО на территории Русско-Паевского сельского поселения.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований законодательства на территории Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия контейнерные площадки для накопления ТКО эксплуатируются в отсутствие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что способствует образованию несанкционированных свалок на территории сельского поселения.
Включенные в Реестр контейнерные площадки для накопления ТКО, не имеющие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, находятся по следующим адресам: с.Русская Паевка - ул. Садовая д. 10, ул. Центральная д.д. 2А, 46; с. Засечная Слобода - ул. Мичурина д. 31, ул. Заречная д. 7; д. Кульмеж - ул. Антроповых д.д. 14, 48, 78; с. Ямщина - ул. Чкалова д. 26, ул. Ленина д. 21, ул. Кирова д.9, ул. Молодежная д. 8.
Полномочия по созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения органами местного самоуправления района переданы на уровень сельских поселений без предоставления достаточного для их реализации финансирования из бюджета муниципального района. По указанной причине администрации сельских поселений лишены возможности обеспечить эксплуатацию контейнерных площадок для накопления ТКО в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства.
Установив указанные обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить, в соответствии с требованиями статьи 204, части 2 статьи 206 ГПК РФ, срок исполнения решения суда 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, само по себе, удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.
Прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с иском в защиту неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден. Освобожден от уплаты государственной пошлины и ответчик на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Инсарского района Республики Мордовия, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок для накопления ТКО, удовлетворить.
Обязать администрацию Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия и администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия в течение 1 года 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерные площадки для накопления ТКО на территории Русско-Паевского сельского поселения Инсарского муниципального района Республики Мордовия, а именно: оборудовать твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, по следующим адресам: с.Русская Паевка - ул. Садовая д. 10, ул. Центральная д.д. 2А, 46; с. Засечная Слобода - ул. Мичурина д. 31, ул. Заречная д. 7; д. Кульмеж - ул. Антроповых д.д. 14, 48, 78; с. Ямщина - ул. Чкалова д. 26, ул. Ленина д. 21, ул. Кирова д.9, ул. Молодежная д. 8.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: В.Н. Адушкин
Мотивированное решение составлено 07.05.2024
Судья В.Н. Адушкин