Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при помощнике судьи Ахильгове М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барахоева М. Б. к некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» о ликвидации фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Барахоев М.Б. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит суд ликвидировать некоммерческую организацию Фонд «Правовая инициатива» (ОГРН/ИНН: 1050603011480/0608001382), назначить ликвидатором некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» Барахоева М. Б., возложить на него обязанности по осуществлению ликвидации некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» и обязать его произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива».
Исковое заявление мотивировано тем, что он согласно протоколу Правления Фонда № от ДД.ММ.ГГГГ является директором (единоличный исполнительный орган) некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива». Учитывая, что на директоре лежит ответственность за исполнение публичных обязанностей Фонда, а также может быть возложена субсидиарная ответственность в рамках процедуры банкротства, директор заинтересован в ликвидации Фонда с целью соблюдения требований законодательства и до возникновения у него признаков неплатёжеспособности.
В настоящий момент имущества Фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, что делает невозможным достижение целей фонда, а их изменение не представляется возможным, в связи с чем Фонд подлежит ликвидации.
ДД.ММ.ГГГГ подписан Федеральный закон № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы», в результате чего Российская Федерация денонсировала Европейскую конвенцию по правам человека, что исключает возможность её применения на территории России, а также обращения в ЕСПЧ.
При таких обстоятельствах дальнейшая деятельность Фонда стала невозможной. Иных источников формирования имущества у Фонда нет и найти их не удалось.
За 2023 год в пользу Фонда не было совершено ни одного пожертвования, за исключением средств, полученных от Барахоева М.Б. (директора), которые были переданы Фонду для осуществления им уставной деятельности, в том числе, несение административно-управленческих расходов. Большая часть сотрудников из-за невозможности Фондом вести свою деятельность уволились ДД.ММ.ГГГГ. Единственным штатным сотрудником на настоящий момент является директор Фонда.
Правлением Фонда (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) были приняты решения о признании имущества Фонда недостаточным для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, а также невозможность достижения целей Фонда по иным причинам, незаинтересованность в продолжении его деятельности в связи с нецелесообразностью, и в порядке, предусмотренном п. 9.3. Устава, принять решение о предоставлении документов на ликвидацию Фонда и обращению в суд с иском о ликвидации Фонда в порядке, установленном действующим законодательством (решение по вопросу № повестки дня) и поручении директору Фонда обратиться в суд с иском о ликвидации Фонда в порядке, установленном действующим законодательством, осуществить сбор необходимых для этого документов, а также организовать проведение заседаний Правления, необходимых для принятия иных решений, связанных с ликвидацией Фонда (решение по вопросу № повестки дня).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Согласно п.2 ст.123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:
1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В силу положений ст. 18 ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
В судебном заседании установлено, что НОФ «Правовая инициатива» зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес>. Учрежден Фонд на основании Протокола собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ.
Уставом Фонда, утвержденным протоколом № заседания Правления НОФ «Правовая инициатива», предусмотрено, что целью создания Фонда является благотворительная деятельность, формирование имущества на основе добровольных взносов и пожертвований, и иных не запрещенных законом поступлений. Все средства будут направляться на основе добровольных имущественных взносов, а также иных, не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества и средств для обеспечения прав и законных интересов граждан (п. 2.1. устава).
Основными задачами Фонда являются содействие жертвам нарушений Европейской конвенции по правам человека в их поиске правосудия, в возмещении их материального и морального ущерба, нанесенного в результате нарушения их прав, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека; оказание помощи жертвам нарушений Европейской конвенции но правам человека в процедурах европейского суда по правам человека; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами; оказание помощи по защите прав и свобод каждого человека, независимо от его национальности, религиозной принадлежности, мировоззрения; содействие в получении гражданам объективной информации по вопросам, связанным с проблемами обеспечения их прав и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что в связи с недостаточностью имущества Фонда для осуществления своих уставных целей, невозможностью привлечения финансовых вложений на безвозмездной основе в виде пожертвований, существование Фонда нецелесообразно, последние поступления в Фонд производились в 2022 году, что подтверждается выпиской по счету и справками из ПАО Сбербанк. Остаток по единственному открытому счету Фонда составляет 1 779, 45 рублей.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РИ от ДД.ММ.ГГГГ у НОФ «Правовая инициатива» недвижимое имущество отсутствует.
Таким образом, НОФ «Правовая инициатива» не имеет средств для продолжения собственной уставной деятельности, за год в пользу Фонда не поступало средств на основании пожертвований или из иных источников, что свидетельствует о нереальности получения таких средств в будущем.
Кроме того, как следует из материалов дела, НОФ «Правовая инициатива» не имеет возможности осуществлять деятельность для привлечения новых жертвователей в связи с отсутствием сотрудников в связи с их увольнением, что подтверждается приказами об увольнении, штатным расписанием и персонифицированными сведениями.
Согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.
В силу ч. 6 ст. 22 Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Барахоева М.Б. к некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» о ликвидации фонда.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Барахоева М. Б. к некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» о ликвидации фонда, удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию Фонд «Правовая инициатива» (ОГРН/ИНН: 1050603011480/0608001382).
Назначить ликвидатором некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» Барахоева М. Б..
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации осуществить некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива» на Барахоева М. Б..
Обязать Барахоева М. Б. произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией некоммерческой организации Фонд «Правовая инициатива».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев