Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-950/2022 ~ М-772/2022 от 23.08.2022

        66RS0016-01-2022-001108-96

        Дело № 2-950/2022

        Мотивированное решение составлено 31.10.2022.

     РЕШЕНИЕ

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2022 года                                                                           г. Артемовский

Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Медведевой А.Д., с участием представителя истца - прокурора Редозубова А.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

    Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 4» о возложении обязанности в срок до 01.06.2023 оборудовать здание, расположенное по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Покровское, ул. Максима Горького, 1, устройством молниезащиты в соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

В обоснование требований истец в иске указал, что Артемовской городской прокуратурой в ходе проведения мониторинга исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных организациях установлено нарушение ответчиком требований действующего законодательства о пожарной безопасности, Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, которыми предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций. Здание, в котором расположено МБОУ «СОШ № 4», молниезащитой не оборудовано, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В связи с чем, Артемовский городской прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит суд иск удовлетворить (л.д. 3-6).

    В судебном заседании представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил дело рассмотреть без его участия, требования признал в полном объеме (л.д. 17,58).

        Из письменных пояснений МБОУ «СОШ № 4» следует, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» состоит из четырех соединенных зданий 1898, 1961, 1968, 1997 годов постройки, находится в собственности Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа, МБОУ «СОШ № 4» осуществляет свою деятельность в здании на праве оперативного управления, В соответствии с проектами, здания не оборудованы устройством молниезащиты, но имеется система заземления электрической сети, которая ежегодно проходит испытание в специализированной организации с составлением протокола испытаний. В настоящий момент проектно-сметная документация молниезащиты здания МБОУ «СОШ № 4» готова.

Кроме того, лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в том числе, публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации» информации на интернет-сайте Артемовского городского суда.

Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Нарушением вышеперечисленных норм закона затрагиваются права неопределенного круга несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья.

Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование и охрану здоровья.

Пунктом 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» установлено, что государство - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за работу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЭ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу ст. 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.

В силу ст. 5.1 указанного Федерального закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного закона приказом Минстроя России от 19.05.2022 № 389/пр утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

В пункте 8.22 СП 118.13330.2022 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы, детские сады.

Следовательно, СП 118.13330.2022 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

В силу действующего правового регулирования здания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций должны быть оснащены устройством молниезащиты.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

        Из совокупности представленных и исследованных в судебном заседании письменных материалов дела установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4», расположенное по адресу: Свердловская область, Артемовский район, с. Покровское, ул. Максима Горького, 1, состоит из четырех соединенных зданий 1898, 1961, 1968, 1997 годов постройки, находится в собственности Управления муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа, МБОУ «СОШ № 4» осуществляет свою деятельность в здании на праве оперативного управления (л.д. 18-22).

Артемовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «СОШ № 4» прав и законных интересов несовершеннолетних. Проверкой прокуратуры установлено, что в МБОУ «СОШ № 4» ненадлежащим образом создаются условия безопасности детей, работников образовательной организации во время их нахождения в образовательной организации, так как в указанном образовательном учреждении устройство молниезащиты отсутствует. Доказательств обратному суду не представлено.

Данные обстоятельства не оспаривала директор МБОУ «СОШ № 4» Ситник О.В. в письменных пояснениях, которая при проведении проверки также согласилась с выявленными нарушениями (л.д. 17).

        В соответствии с проектами, здания не оборудованы устройством молниезащиты, но имеется система заземления электрической сети, которая ежегодно проходит испытание в специализированной организации с составлением протокола испытаний (л.д. 27-33).

В настоящий момент проектно-сметная документация молниезащиты здания МБОУ «СОШ № 4» готова (л.д. 34-52).

        Бездействие ответчика, выразившееся в не оборудовании здания устройством молниезащиты, свидетельствует о невыполнении требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, при этом, учитывая характер спорных правоотношений, суд считает разумным сроком для организации проведения работ по оборудованию устройством молниезащиты, которое необходимо для предупреждения и пресечения возможного пожара, в соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, не позднее 01.06.2023.

От представителя ответчика возражений против удовлетворения требований истца не поступало.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 4» ░ ░░░░ ░░ 01.06.2023 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, ░. 5, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.06.2003 № 280.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31.10.2022 ░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░

2-950/2022 ~ М-772/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артемовский городской прокурор
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Тюрикова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
artemovsky--svd.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2022Передача материалов судье
30.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее