РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2015 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Слоновой Е.А.,
при секретаре Мошляк С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краевого государственного казенного учреждения Центра занятости населения Родинского района к Баранову И. В. о возврате незаконно полученных денежных средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» обратилось в суд с иском к Баранову И.В. о возврате незаконно полученных денежных средств федерального бюджета, предоставленных ему на организацию предпринимательской деятельности. В исковом заявлении истец указал, что 09 июня 2012 года между ним и Барановым И.В. был заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с п.3.1.1, 3.3.3, 3.3.4 договора Баранову И.В. были перечислены денежные средства в размере 58800 рублей (платежное поручение №5627546 от 21 июня 2012 года). Баранов И.В. обязался в соответствии с условиями договора в течение 30 календарных дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию и представить в ЦЗН Родинского района свидетельство о внесении записи в течение 10 календарных дней со дня внесения записи в Реестр, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, отчет об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов.
Кроме того, 23 августа 2012 года между ЦЗН Родинского района и Барановым И.В. был заключен договор стимулирования создания гражданами из числа безработных граждан, открывших собственное дело в рамках региональной программы содействия занятости населении в 2012 году, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В соответствии с п.3.1.1, 3.3.3 договора Баранову И.В. были перечислены денежные средства в размере 117600 рублей (платежные поручения №6506520 от 27 августа 2012 года, №945521 от 27 сентября 2012 года). Баранов И.В. обязался создать не позднее 30 сентября 2012 года 2 дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан в соответствии с бизнес-планом.
Поскольку в соответствии с п.6.15 Порядка предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, оплата банковских услуг по перечислению гражданину денежных средств осуществляется за счет бюджетных средств, предусмотренных программой, ЦЗН Родинского района с ОАО «Сбербанк России» 10 января 2012 года заключен договор, в соответствии с условиями которого ЦЗН Родинского района осуществил оплату банковских услуг в размере 0,5% по перечислению Баранову И.В. денежных средств, что составило 882 рубля (платежные поручения №5768454 от 29 июня 2012 год, №6506518 от 27 августа 2012 года, №6975399 от 28 сентября 2012 года).
Таким образом, общая сумма, перечисленная ЦЗН Родинского района, составила 177282 рубля (денежные средства гражданину в размере 176400 рублей и банковские расходы в размере 882 рубля).
ЦЗН Родинского района обязательства по договору выполнены в полном объеме. Вместе с тем, Барановым И.В. обязательства по предоставлению отчетов об исполнении условий предоставления субсидии и финансовой помощи с приложением подтверждающих документов не исполнены, о чем Баранову И.В. были направлены уведомления 04 декабря 2013 года, 01 сентября 2014 года и 19 сентября 2014 года.
23 сентября 2014 года ЦЗН Родинского района Баранову И.В. направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств, однако в нарушение п.3.3.14 договора №174 и п.3.3.12 договора от №289 до настоящего времени Барановым И.В. денежные средства не возвращены.
Истец КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» просил взыскать с Баранова И.В. в свою пользу денежные средства в сумме 177282 рубля 00 копеек, в том числе сумму единовременной помощи 58800 рублей, сумму субсидии на создание дополнительных рабочих мест 117600 рублей, банковские расходы в размере 882 рубля.
В судебном заседании представитель истца КГКУ «Центр занятости Родинского района» Кливер Н.В. на иске настаивала по приведенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Баранов И.В. иск КГКУ «Центр занятости Родинского района» не признал, суду пояснил, что денежные средства в соответствии с договорами он получил в полном объеме, 19 июня 2012 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, для осуществления предпринимательской деятельности Администрацией Родинского сельсовета ему было предоставлено помещение, в котором отсутствовало отопление и освещение. Им было создано 2 рабочих места, однако из-за имеющихся условий работники отработали только 4 месяца и уволились, больше работников он на работу не принимал. Фактически он занимался предпринимательской деятельность примерно полгода, 05 сентября 2013 года предпринимательская деятельность им была прекращена юридически. Отчеты о целевом использовании предоставленных ему как безработному денежных средств в виде финансовой помощи для организации предпринимательской деятельности и субсидии на создание дополнительных рабочих мест в ЦЗН Родинского района им представлены не были. Кроме того, Баранов И.В. полагал, что оснований для взыскания банковских расходов истца по перечислению денежных средств не имеется.
Свидетель Кращенко Р.Г. суду пояснил, что является заместителем главы Администрации Родинского сельсовета Родинского района, знает, что Баранову И.В. для осуществления предпринимательской деятельности предоставлялось помещение, однако договор аренды не заключался. О периоде времени, когда Баранов И.В. фактически осуществлял предпринимательскую деятельность, ему неизвестно.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, что иск КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст.5 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
Содействие самозанятости безработных граждан отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения (ст.7.1-1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно Порядка предоставления гражданам единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2011 года №792, получателями финансовой помощи являются граждане, признанные в установленном порядке безработными (п. 1.3.). Размер финансовой помощи составляет 12-кратную максимальную величину пособия по безработице (п. 1.4).
Необходимыми условиями предоставления гражданам финансовой помощи на момент ее предоставления являлось:
признание гражданина в установленном порядке безработным либо признание гражданина в установленном порядке безработным, прохождение им полного курса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения и обращение его в центр занятости населения с заявлением о предоставлении финансовой помощи при государственной регистрации в течение 30 календарных дней с момента окончания гражданином профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
получение гражданином рекомендации в рамках предоставления центром занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан;
положительное заключение комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка, в отношении представленного гражданином технико-экономического обоснования проекта (далее - "бизнес-план");
заключение договора между центром занятости населения и гражданином, предусматривающего предоставление финансовой помощи при государственной регистрации;
получение и представление гражданином в центр занятости населения свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации (п. 2.1 Порядка).
Перечисление финансовой помощи при государственной регистрации производится в виде единовременного платежа либо в несколько этапов (по мере поступления финансовых средств) на лицевой (расчетный) счет гражданина в течение 60 дней с даты внесения записи в Реестр (п. 3.7 Порядка).
Гражданин, получивший финансовую помощь при государственной регистрации, обязан в течение установленного договором срока осуществления предпринимательской деятельности представить в центр занятости населения документы, подтверждающие ее целевое использование (декларации о доходах, представляемые в налоговые органы, документы бухгалтерского и налогового учета, документы, подтверждающие расходы и доходы, книги учета доходов и расходов, кассовые книги, банковские документы, подтверждающие движение денежных средств на расчетных счетах, другие, соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности и целевое расходование средств) (п. 3.8 Порядка).
В целях подтверждения целевого использования финансовой помощи при государственной регистрации гражданин обязан в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренного договором, представить в центр занятости населения документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию отчет об осуществлении предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов (п. 3.9 Порядка).
Комиссия на основании представленного гражданином отчета осуществляет оценку исполнения им обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности в соответствии с условиями бизнес-плана. По результатам указанной оценки комиссия в письменной форме выдает гражданину и центру занятости населения копию соответствующего заключения.
В случае вынесения комиссией заключения с отрицательной оценкой исполнения гражданином обязательств по осуществлению предпринимательской деятельности в заключении отражаются основания определения данной оценки с указанием нарушенного гражданином положения нормативного правового акта и/или условия договора, предусматривающего оказание финансовой помощи при государственной регистрации (п. 3.10 Порядка).
Гражданин, прекративший предпринимательскую деятельность до истечения предусмотренного договором срока без уважительных причин, обязан возместить центру занятости населения понесенные затраты в полном объеме (п. 3.12 Порядка).
Как установлено в судебном заседании, между краевым государственным учреждением «Центр занятости населения Родинского района» и Барановым И.В. 09 июня 2012 года был заключен договор №174 предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации индивидуального предпринимателя, согласно раздела 3.3 которого ответчик должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Реестр, а именно, осуществлять производство изделий из бетона, гипса и цемента, осуществить расходование перечисленной центром занятости финансовой помощи в соответствии с бизнес-планом и условиями настоящего договора (л.д.4-5).
Согласно п. 2.1 договора размер полученной ответчиком финансовой помощи составил 58800 рублей, что подтверждается также копией платежного поручения от 21 июня 2012 года №5627546 на л.д.22.
В соответствии с п.3.3.3 и п.3.3.4 договора Баранов И.В. также обязался в течение 30 календарных дней со дня заключения договора осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, представить в центр свидетельство о внесении соответствующей записи в ЕГРИП, что ответчиком было исполнено.
Согласно п. 3.3.5 договора ответчик должен осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Реестр.
Расходование перечисленной финансовой помощи Баранов И.В. должен был осуществить на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с представленным бизнес-планом и в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока осуществления предпринимательской деятельности представить в центр занятости документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов отчет об осуществлении предпринимательской деятельности с приложением копий подтверждающих документов (п.3.3.11 договора).
Договором предусмотрено, что при прекращении предпринимательской деятельности ранее 12-месячного срока и (или) непредставлении в центр занятости документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в соответствии с условиями договора, осуществить возврат суммы финансовой помощи в размере, целевое расходование которого не подтверждено документально (п.3.3.14), а при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока без уважительных причин – возвратить полученные средства в полном объеме (п. 3.3.15).
Кроме того, между краевым государственным учреждением «Центр занятости населения Родинского района» и Барановым И.В. 23 августа 2012 года был заключен договор №289 стимулирования создания гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональной программы содействия занятости населения в 2012 году, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в соответствии с разделом 3.3 которого ответчик должен был осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12-месячного срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными центром занятости, трудовой деятельности у участника программы (л.д.6-7).
В соответствии с п.3.3.3 и п.3.3.4 договора Баранов И.В. должен был создать не позднее 30 сентября 2012 года 2 дополнительных рабочих места для трудоустройства безработных граждан, заключить с направленными центром занятости безработными гражданами трудовые договоры на неопределенный срок на условиях полного рабочего времени, возвратить в 5-дневный срок направления с указанием дня приема указанных граждан на работу, представить в центр занятости документы, подтверждающие трудоустройство направленных центром занятости безработных граждан на созданные дополнительные рабочие места.
Пунктом 3.3.5 договора установлено, что Баранов И.В. обязался обеспечить фактическое осуществление бывшими безработными гражданами трудовой деятельности на рабочих местах в течение не менее чем 12 месяцев. В случае увольнения указанных граждан, трудоустроенных на созданные дополнительные рабочие места в течение вышеуказанного срока, участник программы обязан в течение 3 рабочих дней известить об этом центр занятости и трудоустроить на освободившиеся дополнительные рабочие места других направленных центром занятости безработных граждан, в этом случае 12-месячный срок фактического осуществления бывшими безработными гражданами трудовой деятельности исчисляется совокупно.
Согласно п.3.3.8 договора участник программы обязан представить в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12-месячного срока трудовой деятельности бывшими безработными гражданами, принятыми на дополнительные рабочие места, в центр занятости документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, отчет об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов.
Пунктами 3.3.11 и 3.3.12 договора предусмотрено, что при прекращении предпринимательской деятельности ранее 12-месячного срока и (или) непредставлении в центр занятости документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями договора, осуществить возврат суммы субсидии в размере, целевое расходование которой не подтверждено документально, а при прекращении предпринимательской деятельности ранее срока без уважительных причин – возвратить средства субсидии в полном объеме.
Согласно бизнес-плану на л.д.65-69, Баранов И.В. основным видом деятельности планировал изготовление столярных изделий из пиломатериалов как собственных, так и заказчика, по индивидуальным эскизам и проектам, реализацию пиломатериалов и изделий из бетона. Для осуществления предпринимательской деятельности ему необходимо было нести затраты на приобретение основного оборудования, сырья и материалов, ГСМ и прочее, в связи с чем ему необходимо было приобретение соответствующих средств производства. То обстоятельство, что выделенные средства были израсходованы именно на вышеуказанные нужды в соответствии с бизнес-планом, в судебном заседании не подтверждено документально.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Баранов И.В. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 19 июня 2012 года и прекратил предпринимательскую деятельность 05 сентября 2013 года (л.д.38, 57-61), однако фактическое осуществление им предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня регистрации не подтверждается.
Ответчик не представил ни в ЦЗН Родинского района, ни в суд доказательства, подтверждающие фактическое ведение им предпринимательской деятельности в течение не менее 12 месяцев, а также доказательства целевого использования предоставленной финансовой помощи, направленной на осуществление предпринимательской деятельности.
Из представленных ответчиком документов: товарных чеков на приобретение бетономешалки, станка деревообрабатывающего, сварочного инвентаря, генератора, компрессора, паяльника-пистолета, слесарных инструментов (шуруповерт, лобзик, нож-рубанок, отвертка ударная), строительных материалов (цемент, щебень, песок, шлак), канцелярских товаров, товарных накладных на услуги МТЗ и грузоперевозки, счет-фактуры на оплату услуг водоснабжения от 17 августа 2012 года, 21 сентября 2012 года, квитанции на оплату водоснабжения от 02 октября 2012 года, счет-фактуры на приобретение угля от 14 ноября 2012 года, товарных чеков на приобретение штампов, печатей от 20 июня 2012 года и 07 ноября 2012 года – следует, что ответчиком действительно с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя фактически осуществлялась предпринимательская деятельность. Вместе с тем, из указанных документов следует, что последними затратами являлась покупка генератора согласно товарному чеку от 03 декабря 2012 года. После указанной даты расходные материалы Барановым И.В. более не приобретались.
Представленные Барановым И.В. документы, подтверждающие уплату им страховых взносов и пени в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование (платежные документы от 14 мая 2013 года, 26 ноября 2012 года), страховых взносов на обязательное медицинское страхование (платежные документы от 26 ноября 2012 года, 14 мая 2013 года) сами по себе не могут свидетельствовать о фактическом осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности, поскольку оплата указанных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» связана только с фактом государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Кассовые чеки на приобретение ГСМ, датированные как 2012 годом, так и 2013 годом сами по себе также не могут подтверждать осуществление Барановым И.В. предпринимательской деятельности, поскольку по ним невозможно определить, кем и для каких целей ГСМ приобретались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Баранов И.В. не выполнил вышеуказанные условия договора, согласно которого он обязался осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес-планом не менее 12 месяцев со дня внесения записи в реестр индивидуальных предпринимателей, а также по истечение 12 месяцев в пятидневный срок представить в ЦЗН Родинского района документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности и целевое использование предоставленных денежных средств.
Кроме того, в нарушение условий договора №289 от 23 августа 2012 года, ответчиком не обеспечено фактическое осуществление бывшими безработными гражданами трудовой деятельности на созданных им рабочих местах в течение 12 месяцев. Как следует из объяснений самого ответчика Баранова И.В., принятые им на работу на созданные 2 рабочих места безработные проработали только 4 месяца, после чего были уволены, впоследствии работников он больше не принимал, меры по подбору работников не предпринимал, ЦЗН Родинского района о содействии в подборе работников из числа безработных граждан не просил.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ч.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Таким образом, исковые требования в части взыскания с ответчика суммы финансовой помощи в размере 58800 рублей и субсидии в размере 117600 рублей подлежат удовлетворению.
В то же время суд не находит оснований для взыскания с ответчика расходов истца по перечислению суммы финансовой помощи и субсидии в размере 882 рублей по следующим основаниям.
Как следует из договора, заключенного между истцом и ОАО «Сбербанк России» 10 января 2012 года, истец обязался оплачивать услуги банка по перечислению на счета физических лиц денежных средств согласно предоставленных реестров и/или расчетных документов в размере 0,5 процента об общей суммы подлежащих зачислению денежных средств (п.4.1.2 договора), л.д.17-21.
В то же время договорами, заключенными между истцом и ответчиком 09 июня 2012 года и 23 августа 2012 года, не предусмотрена обязанность ответчика по возмещению истцу указанных расходов. К неосновательному обогащению оплата банковских услуг, осуществленных по поручению истца, также не может быть отнесена по смыслу ч. 1 ст. 1102 ГК РФ. Следовательно, в указанной части иска необходимо отказать.
Суд распределяет судебные расходы согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» 176400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4728 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░