УИД 31RS0010-01-2022-000669-84 дело № 2-60/2023 (2-480/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Ивня Белгородской области 10 февраля 2023 года
Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Бойченко С.И.
при секретаре Брусенской О.И.
с участием истца Брыкина И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брыкина В.В. к Брыкиной И.В., Иванисовой Н.В. о восстановлении срока для принятия наследства,
установил:
После смерти Б.П.Е., умершей <…> года, открылось наследство на земельную долю площадью 4,47 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <…>, по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, АО «Нива».
При жизни наследодатель своим имуществом не распорядилась, завещание не совершила.
Истец Брыкин В.В., являясь супругом наследодателя и наследником первой очереди по закону на открывшееся наследство, обратился в нотариальную контору для оформления наследственных прав, в чем ей было отказано ввиду пропуска установленного законом шестимесячного срока для его принятия.
Другие наследники умершего, дети Брыкина И.В. и Иванисова Н.В., от принятия открывшегося наследства отказались.
Сославшись на указанные обстоятельства, Брыкин И.В. обратился в суд с иском к Брыкиной И.В., Иванисовой Н.В. о восстановлении срока для принятия наследства, открывшегося после смерти Б.П.Е., умершей <…> года в <…>.
В обоснование уважительности причин пропуска установленного законом срока, истец указал на то, что об открывшемся наследстве ему стало известно в конце 2022 года.
В судебном заседании истец Брыкин И.В., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Ответчики Брыкина И.В., Иванисова Н.В., извещены, в судебное заседание не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные требования признали в полном объеме.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица – Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области, извещено, в судебное заседание представителя не направило, о причинах не сообщило, правовой позиции по существу заявленных требований не представило.
Выслушав истца, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно выписки из ЕГРН от 27.10.2022 года № КУВИ-001/2022-190856942, Б.П.Е. является правообладателем земельной доли площадью 4,47 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером <…>, по адресу: Белгородская область, Ивнянский район, АО «Нива» (л.д. 7, 8).
После смерти Б.П.Е., наступившей <…> года в <…>, на указанное имущество открылось наследство (л.д. 4).
Статьей 20 Закона Белгородской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области предусмотрено, что передача земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по наследству регулируется гражданским законодательством.
Положениями ст. 1181 ГК РФ предусмотрено, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Наследодатель при жизни своим имуществом не распорядилась, завещания не совершила, в силу чего, в соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ к наследованию призываются её наследники по закону в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Как установлено судом, наследниками первой очереди по закону после смерти наследодателя, в соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ являются её супруг Брыкин В.В., дети Брыкина И.В. и Иванисова Н.В.
Наличие спора о праве в отношении открывшегося наследства, между наследниками, очередь которых призывается к наследованию, судом не установлено.
Наследники умершей – дети Брыкина И.В. и Иванисова Н.В., на открывшееся наследство не претендуют, отказались от него, о чем представили копии удостоверенных нотариусом заявлений.
По сообщению нотариуса Ивнянского нотариального округа Озеровой Т.А. от 27.10.2022 года № 1554, наследственное дело после смерти Б.П.Е., умершей <…> года, зарегистрированной на день смерти в <адрес>, в нотариальной конторе не открывалось, никаких заявлений от наследников не поступало, свидетельств о праве на наследство ни по закону, ни по завещанию, никому не выдавалось. Для принятия наследства Брыкину В.В. предложено представить решение суда о восстановлении срока или документы подтверждающие фактическое принятие наследства, а также правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся на территории Ивнянского района Белгородской области (л.д. 6).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
По общему правилу, установленному ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Положениями п. 1 ст. 1155 ГК РФ предусмотрено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Из разъяснений в п. 40 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Следовательно, основаниями для восстановления срока принятия наследства являются обстоятельства, лишившие наследника возможности принять наследственное имущество.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы истца Брыкина В.В. о том, что предусмотренный законом срок для принятия наследства был пропущен вследствие незнания о существовании наследства, суд считает убедительными, а причины пропуска срока уважительными, что является основанием для его восстановления.
Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми и не вызывают у суда никаких сомнений в их достоверности, а в своей совокупности полностью подтверждают изложенные истцом обстоятельства на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Таким образом, учитывая, что истец не знал и не мог знать об открытии наследства, спора между наследниками очередь которых призывается к наследованию отсутствует, заявленные требования о восстановлении срока принятия наследства подлежат удовлетворению в полном объеме, что не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Брыкина В.В. к Брыкиной И.В., Иванисовой Н.В. о восстановлении срока для принятия наследства, удовлетворить.
Восстановить Брыкину В.В., срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Б.П.Е., умершей <…> года, зарегистрированной на день смерти по адресу: <…>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ивнянский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.02.2023 года
Судья – подпись - С.И. Бойченко